Печать

Страстной бульвар, д.10. Университетская типография

«В то самое время, как производилась отстройка университетских зданий под непосредственным распоряжением самого попечителя, князя Оболенского, и избранного им архитектора Жилярди, начал увиваться около князя старичок небольшого роста, худощавый, льстивый, бойкий на словах, бывший старшиною в какой-то из масонских лож. Этот старичок был лейб-медик Лодер».

Отрывок из воспоминаний Михаила Прохоровича Третьякова приведен не случайно. Некоторые истории словно замыкаются в кольцо удивительными совпадениями. Тень предприимчивого доктора Лодера, продавшего университету свое собрание анатомических препаратов за весьма значительную сумму в 125 тысяч рублей, вновь появится в нашей истории, спустя почти 190 лет

Основанная еще в 1755 году университетская типография, только в период масштабного послепожарного строительства обрела собственные производственные, административные и жилые помещения. Спешно возводился Редакторский корпус на месте полуразрушенных войной 1812 года усадеб Власовых и Талызиных, «купленных в казну». В ноябре 1816 года Кутузов послал кн. Голицыну донесение о том, что корпус отстроен, а молодой университетский архитектор Соболевский «за бдительный надзор за означенным строением» достоин ордена св. Владимира 4-й степени. На что князь сурово заметил, что каменные работы, произведенные поздней осенью, не могут быть прочны, потому надобно подождать, дабы конфуза не вышло. Как в воду глядел — весной 1817-го в новом здании обрушились своды.

Сам же Типографский корпус (на углу Большой Дмитровки и Страстного) был построен в 1822-м по проекту архитектора Григорьева. «Вообразите длинную залу, в коей в удивительном порядке расположены стены типографии, кассы наборщиков, конторки для корректоров и других чиновников. Литеры разных шрифтов для языков: российского, немецкого, латинского, французского, английского, итальянского, греческого, еврейского и арабского; скорость, чистота и исправность, с какой печатаются здесь книги, журналы и проч., заслуживают внимания», — так описывалось типографское помещение в 1831 году. Печатался здесь и не менее популярный тогда, чем «Космополитен» сейчас, «Дамский журнал», который издавал редактор «Московских ведомостей», князь Шаликов. 
Квартира Петра Ивановича Шаликова располагалась на втором этаже Редакторского корпуса, а на первом помещалась Университетская книжная лавка Александра Сергеевича Ширяева. Лавка считалась лучшей в Москве: «Здесь принимается подписка на все новые журналы и книги. Порядок в лавке удивительный. В лавке Ширяева можете вы найти все лучшие и даже редкие творения». Сюда часто захаживал Пушкин. В одном из писем к Плетневу Александр Сергеевич просит: «Пришли мне, мой милый, экземпляров 20 Бориса… не то разорюсь, покупая его у Ширяева»…
…Во время Великой Отечественной войны фашистская бомба попала точно в центр типографского комплекса, по счастью, не повредив самых ценных зданий. 

Глубокая воронка пришлась на место нынешнего торгового центра «На Страстном».
 

Меньше всего повезло самой древней постройке — палатам XVII века, первоначально одноэтажным, с затейливым кирпичным декором «нарышкинского» барокко.  

При строительстве типографии в 19-м веке палаты (по одной из версий, бывшая почтмейстерская) вошли в комплекс надворных построек. По всей видимости, тогда же они были надстроены вторым этажом. После революции все здания комплекса приспособили под жилье и различные мелкие учреждения, что привело к значительным изменениям и разрушению первоначального архитектурного облика. В 60-х годах XX века здания университетского типографского комплекса отдали под Всероссийское театральное общество (ВТО). Архитекторы и реставраторы взялись за дело. Каков же был их восторг и изумление, когда среди построек XIX века они обнаружили полуживые палаты XVII века! Власти поначалу были категоричны: снести. Но известный и уважаемый всеми реставратор Лев Артурович Давид пошел на хитрость, заявив, что постройка эта несомненно принадлежит к раннему XVII веку, что и спасло здание. Началось тщательное обследование и раскопки — ведь палаты были засыпаны до подоконников. Второй этаж оказался более поздним по времени и явно надстроенным, а выступающие части кирпичного декора срубленными и оштукатуренными. И, тем не менее, в доме сохранилась первоначальная планировка с сенями и замечательными сводчатыми палатами. Реставраторы из «Моспроекта-3» тщательно восстанавливали каждую деталь первоначального облика, проектировщики из «Моспроекта-1» учитывали все пожелания специалистов. В итоге в 1966 году был создан замечательный проект, позволявший увязать «старое» и «новое» в единый клубный комплекс.

Глубокая моя благодарность одному из авторов проекта, архитектору Дмитрию Николаевичу Кульчинскому, за отзывчивость и неоценимую помощь в поиске информации по истории палат.«Объединенные одним фасадом большие зрительные залы, фойе, сцена и библиотека отступят в глубь двора. Большие остекленные поверхности нового фасада будут контрастным фоном, подчеркивающим монументальность старинных зданий, массивность их стен, прорезанных оконными проемами» — писал журнал «Москва» летом 66-го года в статье, посвященной новому адресу ВТО. В бывшем Редакторском корпусе должно было расположиться правление ВТО, в сводчатых залах Типографского корпуса — ресторан. А отреставрированным фасадам старинных построек отводилась роль обрамления внутреннего дворика, примыкающего к залу и фойе. Хотя ВТО действительно переехало в данные здания, по необъяснимым причинам проект не был реализован.

В Редакторском корпусе и сегодня размещается Союз театральных деятелей. Уникальные палаты были заброшены и в 2002 году снесены под предлогом того, что они отравляли землю тяжелыми металлами, прежде всего, цинком. Теперь на их месте, за Культурным центром СТД на Страстном, стоит новое двухэтажное здание, приблизительно похожее на своего предшественника. Внутри можно обнаружить еще два дополнительных этажа, где комфортно расположились бассейн, бани, парные и сауны фитнес-центра Dr. Loder. Кстати, центр назван так в честь того самого лейб-медика Лодера, что не упустил когда-то своей выгоды от близости к попечителю университета.

Партнеры