Печать

«Золотая маска»: 9 спектаклей, которые нельзя пропустить

Национальная премия «Золотая маска» не требует особого представления. Уже который год фестиваль становится главным событием в российском мире театра и привозит в Москву лучшие спектакли со всей страны. Time Out выбрал самые неординарные постановки региональных театров, чей приезд жители столицы никак не должны пропустить.

«Исследование ужаса»
 
Проект «Квартира», Санкт-Петербург
 
 
В спектакле Бориса Павловича зрителям дают столько же свободы, сколько ее было у ОБЭРИУтов, чьи биографии и тексты стали основой постановки. В Петербурге спектакль шел по всей «Квартире», фактически воспроизводя встречи поэтов и писателей в доме философа Леонида Липавского. Зрители становятся свидетелями интеллектуальных поединков, которые когда-то тщательно записал философ, и которые спустя сто лет воплотил в жизнь режиссер.
 
Но это вовсе не иммерсивный театр. Актеры не играют характер и быт. Здесь вообще нет персонажей как таковых, только их идеи. «Сюжет – несерьезная вещь», – писал Липавский, а Павлович ему негласно вторит. Как картины Пикассо, спектакль рассыпается на осколки. Разговоры и рассуждения обрываются и никак не хотят встать в одну стройную линию. Зрители должны сами собрать этот паззл, чтобы удивиться тому, насколько идеи вековой давности актуальны сегодня.
 
«Калевала. Эпизоды»
 
Национальный театр Карелии, Петрозаводск
 
 
Для создания этого спектакля режиссеру Олегу Николаенко не понадобились ни сцена, ни декорации, ни запах кулис. И неудивительно, что эта постановка представлена в номинации «Эксперимент». В ней необычно все: начиная от того, что это VR-спектакль, заканчивая тем, что идет она на карельском диалекте финского языка. Английские и русские субтитры прилагаются.
 
Режиссер полностью погружает своего зрителя (именно одного!) в атмосферу пограничной зоны, где пересекается мир древней мифологии с миром виртуальной реальности. Но актеры в этом спектакле все же есть, а точнее их оцифрованные изображения. Под звуки электронной музыки и аутентичных песен они разыграют эпизоды из главного карельского эпоса.
 
«Ревизор»
 
Театр драмы им. А.С. Пушкина, Псков
 
 
Если вы заядлый театрал, то наверняка знаете, что Псковский театр драмы – в авангарде современного театра. «Ревизор» Петра Шерешевского успел не только войти в программу «Золотой маски», но и наделать много шума на фестивале Екатеринбурга. Но не нужно пугаться. Ничего аморального здесь нет. Спектакль может шокировать разве что сходством с самыми неприятными сторонами жизни.
 
Его не зря сравнивали с сериалом «Черное зеркало». Преображая реальность, режиссер сгущает краски и без того темных тонов и превращает ее в мрачный сюр. Современность подчеркивается песнями Шнурова, Кипелова и Цоя. Режиссер предлагает вглядеться вглубь повседневного мрака. Он снимает спектакль онлайн и транслирует на экранах крупные актерские планы. Кино в театре – далеко не новшество, но в драматические моменты игра актеров притягивает все внимание к себе и гипнотизирует так же, как Хлестаков своих жертв. 
 
«Аустерлиц»
 
Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
 
 
Молодой режиссер Евгения Сафонова решилась на то, на что решаются на российской сцене не так уж и часто. Она поставила один из самых интересных постмодернистских романов – «Аустерлиц» Винфрида Георга Зебальда. Аустерлиц – это не название места, а фамилия главного героя, вывезенного когда-то в Лондон еврейского мальчика.
 
Став взрослым, он пытается узнать свое прошлое. Но спектакль, как и книга, совсем не о путешествиях и приключениях. На сцене вообще не происходит никакого действия. Актеры сидят практически неподвижно на стульях в некоем архиве полном документов, и читают текст.
 
Наверняка, найдутся те, кто скажет, что это не театр, а, если и театр, то скучный. Но эта постановка как не про развлечение, так и не про скуку. Она вообще находится вне этих понятий. Сафонова приглашает на спиритический сеанс, где вместе с остальными создателями спектакля предлагает зрителям совместно поразмышлять о роли исторических трагедий в судьбе отдельного человека, о стираемой памяти и потере себя.
 
«Дети солнца»
 
Театр «Красный факел», Новосибирск
 
 
Спектакль уже был в Москве в 2018 году на фестивале «Территория». И если вы его не видели, то «Золотая маска» дает вам тот самый редкий второй шанс. Режиссер Тимофей Кулябин рационально подошел к не самой популярной пьесе Горького. Он знает, что, если текст в чем-то не актуален, его всегда можно переписать.
 
Герои спектакля живут в кампусе Стэнфордского университета и встречают новый 2000 год. Новый миллениум и технологическая революция заставляет с надеждой ждать лучшего будущего и меж тем незаметно лишает себя счастливого настоящего.
 
На этом игра со временем не ограничивается. Кулябин его тщательно перемешивает и путает. На таймерах, развешанных над комнатами-платформами, которые то выдвигаются вперед, то задвигаются обратно, время то опережает, то отбегает назад. И в этом странном пространстве-времени нельзя не потеряться, что герои и делают. Их чувства и взаимоотношения запутываются в мертвый узел, из которого не все смогут выбраться живыми.
 
«Пожалуйста, дальше (Гамлет)»
 
Компания Яна Дейвендака, «Dreams Come True», Женева, Фестиваль «Точка доступа», Санкт-Петербург
 
 
Посетив спектакль, вы окажетесь на реальном судебном процессе, где судить будут не кого-нибудь, а Гамлета, принца датского по пьесе, простого парня из панельки в постановке. Он обвиняется в убийстве Полония. Истец – бывшая невеста Офелия. Единственный свидетель – мать Гертруда. Их играют актеры, а вот судья, адвокат и прокурор здесь самые настоящие.
 
Спектакль основан не на пьесе или сценарии, а на деле, составленном Яном Дейвендаком и его командой. По нему актеры готовятся сами и выходят на суд без всяких репетиций.
 
Зрителям также предлагают с ним ознакомиться, ведь любой может оказаться одним из присяжных, которых в конце выбирают по жребию. Заранее неизвестно, сколько будет идти спектакль, как неизвестно, сколько займет судебное заседание в реальности. Точно также неясно, какой приговор будет оглашен. За восемь лет существования спектакля суд присяжных приходил к противоречащим друг другу решениям: от «полностью оправдан» до «12 лет колонии строгого режима».
 
«Преступление и наказание»
 
Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург
 
 
Пожалуй, это один из самых аскетичных спектаклей Константина Богомолова. Никто в нем не дрожит, не зовет, не плачет и по-достоевски не страдает. Холодный расчет в преступлении, и такой же в наказании. Бесконечные равнодушные разговоры без эмоций и интонаций. Актеры играют будто внутрь себя, когда вокруг них вакуум.
 
Персонажи (без)действуют как на автомате, будто так и надо и никаких других вариантов нет. Как ни удивительно, этот спектакль Богомолова такой же эпатажный, как и другие, яркие и кричащие. Но в этом случае провокация именно в бездействии, пустоте и серости. Постановка раздражает и щекочет, усыпляет бдительность и гипнотизирует актерской игрой и неигрой одновременно. Роман из школьной программы превращается в криминальное чтиво, где добро и зло перестало друг с другом бороться и стало единым целым.
 
«Папа встретит меня в L.A.»
 
Молодежный театр, Архангельск
 
 
Режиссер Максим Соколов и художник Анастасия Юдина определили жанр этого спектакля как road movie. Зрители и правда попадают в кино, а точнее на съемочную площадку. Пространство спектакля – это комната одиннадцатилетнего мальчика Оскара, который потерял своего отца. Чтобы узнать фантастическую историю их встречи в будущем, вам придется улечься в кровать и накрыться одеялом.
 
Поспать вам точно не удастся. Комната вокруг начнет оживать и выдавать фокусы, превратится в игрушечный поезд, на котором Оскар отправится в путешествие и в которое заберет с собой всех зрителей. Метаморфозы в режиме реального времени будет снимать человек с киноаппаратом, и тогда все окончательно смешается: реальность, фантазии, кино и театр.
 
«Пермские боги»
 
Театр-театр, Пермь
 
 
Дмитрий Волкострелов – знатный экспериментатор, и это не первая его работа, в которой театр соприкасается с музеем. Режиссер вдохновился пермской деревянной скульптурой, но ничего о ней рассказывать зрителям не собирается. Он только делится впечатлениями о ней и размышляет, кого же на ней изображали – богов или простых людей.
 
Спектакль одновременно и поэтичный (звучат стихи Бродского, Цветаевой, Пастернака) и ярко выраженно бытовой (тут же стирают белье, лепят пельмени, чаевничают). Точно так же он и короток, идет всего час с небольшим, но показывает весь цикл деревенской жизни: день сменяет ночь, а короткое лето долгая зима. По мнению режиссера именно мгновения этого бесконечного цикла и запечатлены в скульптурах. И театр дает им шанс снова ожить хотя бы на один этот час.
 
 
 
 
 
Автор: АНТОНИНА ШЕВЧЕНКО
 
 

Партнеры