ЮРИЙ ЛЮБИМОВ ОБ ИСТОРИИ ОДНОГО ФИЛЬМА

Автор: Evgeniya. Отправленный Духовные скрепы

В 1974 году, в преддверии тридцатилетия Победы руководством Советского Союза было принято решение поставить к грядущему юбилею масштабное кинополотно о Великой Отечественной войне. Вопрос о том, кто должен стать режиссером картины не стоял — такое ответственное дело можно было доверить только создателю "Судьбы человека", "Войны и мира" и "Ватерлоо" Сергею Федоровичу Бондарчуку.
 
Режиссера вызвали в Министерство обороны и предложили снять фильм по книге "Битва за Кавказ" маршала Андрея Антоновича Гречко, возглавлявшего в то время военное ведомство.
 
«Для Бондарчука ситуация была сложной, – вспоминала супруга режиссера Ирина Скобцева. – «Маршал Гречко настоятельно «рекомендовал», чтобы Сергей Федорович снимал фильм "Битва за Кавказ", обещая: «Все дадим, всем обеспечим».
Не повинуясь настоятельной «рекомендации», Сергей Федорович приступил к работе над картиной "Они сражались за Родину". Позже такое «своеволие» вызвало бурю гнева генералитета, и картину долго не пускали в прокат. Но Бондарчук пошел «против течения». Причем масштабность «бунта» поразила многих. Ассистенты режиссера ездили по всей стране: нужно было подобрать пятьдесят семь актеров на значимые роли, восемьдесят — на роли второго плана и к тому же найти огромную массовку.
 
Исполнителей главных ролей Бондарчук утвердил довольно быстро: и Вячеслав Тихонов (Николай Стрельцов), и Георгий Бурков (Александр Копытовский), и Юрий Никулин (рядовой Некрасов) и Василий Шукшин (Петр Лопахин) — помнили войну. И это для Бондарчука было очень важно».
 
Взяв за основу сценария картины незаконченный роман Михаила Шолохова, Бондарчук, как и во время работы над "Судьбой человека", постоянно советовался по различным вопросам с автором книги. Именно Шолохов, желавший, «чтобы в фильме все было правдиво до боли», настоял на проведении съемок практически в тех же местах, где разворачиваются события его произведения. Следуя его пожеланию, фильм снимали в Волгоградской области, в окрестностях расположенных на границе Дона и Волги станицы Клетской и хутора Мелологовского. В помощь съемочной группе был выделен сводный полк солдат, которые помогали возводить декорации, рыть окопы, а также участвовали в массовках. Кроме того, военнослужащие полка, в состав которого входило саперное подразделение, обезвреживали оставшиеся с войны неразорвавшиеся боеприпасы.
 
По воспоминаниям главного оператора картины Вадима Юсова, участникам киногруппы очень часто встречались следы проходивших здесь боев: «Мы рыли окопы на полную глубину и находили человеческие кости. Их было очень много. Мы вынимали кости и отдавали на захоронение. Земля там вся начинена остатками мин. Саперы постоянно находили фюзеляжи. Помню, в газетах писали, что на съемках чуть не пострадал оператор. Это действительно было так. Во время перерыва я обнаружил, что прилег рядом с неразорвавшейся миной. Ее тут же откопали и взорвали саперы».
 
Работа проходила в сжатые сроки и в сложных условиях. Так, в спешке, администраторы не успели позаботиться о гостинице для размещения съемочной группы и актеров, и только благодаря авторитету Бондарчука удалось уговорить местное руководство предоставить для проживания людей теплоход "Дунай". Но несмотря на все трудности, фильм был завершен в срок и представлен на суд кинематографическому начальству. Многие из тех, кто присутствовал на первых, закрытых просмотрах, были глубоко потрясены увиденным на экране. Особенно лента впечатлила фронтовиков, которые отмечали ее реалистичность и даже документальность.
 
Конечно, нашлись и недовольные: прохладно отнеслись к творению Бондарчука военные, обиженные его отказом снимать фильм по сочинению их министра. Однако, вопреки опасениям режиссера, из фильма не было вырезано ни одного эпизода.
 
Премьера фильма "Они сражались за Родину" состоялась 12 мая 1975 года, 26 мая картина вышла в широкий прокат. В премьерный год картину посмотрели более 40 миллионов человек.
 
В 1975 году картина "Они сражались за Родину" и Сергей Бондарчук представляли СССР в основной программе Каннского кинофестиваля. По результатам опроса читателей журнала "Советский экран" лента "Они сражались за Родину" была признана лучшим фильмом, а Василий Шукшин — лучшим актёром 1976 года.
 
В 1976 году фильм был удостоен премии Союза антифашистских борцов Чехословакии на XX Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия), на XIV кинофестивале в Панаме Сергей Бондарчук стал обладателем премии за режиссерскую работу.
 
В 1977 году оператор Вадим Юсов и режиссер Сергей Бондарчук стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
 
---------
Интересные факты о фильме "Они сражались за Родину"
 
— Для выдающегося советского актера Василия Шукшина роль Лопахина стала последней: Василий Макарович скончался 2 октября 1974 года, когда съемки фильма еще продолжались. Его роль — Петра Лопахина — озвучивал ленинградец Игорь Ефимов, а в нескольких эпизодах, в которых не успел сняться Шукшин, вместо него снялся Юрий Соловьев.
 
— Роль Глаши, сыгранную Лидией Федосеевой-Шукшиной, озвучила Наталья Гундарева.
 
— По словам Юрия Никулина, "Они сражались за Родину" — третья картина, в которую он был приглашен Сергеем Бондарчуком. Сняться в "Войне и мире", куда он был утвержден на роль капитана Тушина, Никулину не удалось из-за заграничных гастролей его цирка, а сыграть роль английского офицера в "Ватерлоо" ему помешала болезнь. И лишь с третьей попытки Юрий Владимирович попал в актерский состав фильма Бондарчука, исполнив роль рядового Некрасова в картине "Они сражались за Родину".
 
— Чтобы добиться от актеров максимального «вхождения в образ», Бондарчук обязал их носить форму, в которой они снимались постоянно, а не только на съемочной площадке.
 
— Крайне серьезно относившийся к созданию фильма Бондарчук был внимателен к каждой детали, и тщательно рассматривал и обдумывал малейшее изменение первоначального замысла. По рассказам очевидцев, однажды Василий Шукшин попросил изменить в реплике своего героя всего одно слово, после чего актер и режиссер целый час провели в обсуждении этой темы.
 
— Для воспроизведения взрывов и разрывов снарядов пиротехниками во время съемок было израсходовано пять тонн тротила. При этом местность для съемок таких сцен была не очень подходящей, поэтому многие взрывы приходилось снимать со значительного расстояния, чтобы не пострадали оператор и другие члены съёмочной группы.
 
https://fishki.net/1535044-kak-snimali-quotoni-srazhalis-za…
 
Жители станицы Клетской, рядом с которой снимали легендарную картину по роману Михаила Шолохова, рассказали корреспонденту «Комсомолки», как это было.
 
Земля здесь горела дважды – в 1942-м и в 1974-м. Когда совершался простой солдатский, а потом актерский подвиг. А сейчас в степи покой. От моря колышущейся ковыль-травы, от речного простора, открывающегося с крутых утесов, дух захватывает. Так бы сидел и слушал, как поет задумчиво ветер. И в бескрайности этой открывается тебе какая-то правда, простая и ясная истина, понимание, как жить надо. Может, потому, что каждый сантиметр земли этой пропитан памятью, которую и природа, и люди хранят бережно, как бесценное сокровище.
 
Съёмки начались весной 1974 года на хуторе Мелологовский в 20 километрах от станицы Клетская. Жара стояла 40-градусная. Выжженные солнцем холмы, густая меловая пыль, которая оседала на одежде, лицах, аппаратуре. После взрывов, многочисленных дублей, уставшие актеры отправлялись на теплоход «Дунай», который превратили в гостиницу. Массовка из местных разбредалась по хуторам.
 
Но то лето запомнилось не только, потому что запросто можно было поболтать с людьми, которых знала вся страна. Жители окрестных хуторов пережили войну во второй раз. Сергей Бондарчук, чтобы максимально приблизиться к дням ожесточенных боев, сжигал целые поля ржи, брал скот – для сцен всеобщего отступления. А хутор Мелологовский переселил полностью: выкупил дома, а потом их сжег, вместе с пристроенной к ним бутафорской деревней.
 
- Взрывы, дым, рев самолетов. По-настоящему страшно, – вспоминает Нина Алексеевна Захарова. - Словно меня снова пятилетней девчушкой немцы гонят по дороге. Фильм потом в кинотеатре смотрели. Там – правда о войне.
 
Конечно, большинство местных, кого привлекали для съемок массовых сцен, в картине себя так и не рассмотрели. Но тем, что участвовали, гордятся до сих пор. И детям рассказывают.
 
- Сколько не выглядывала – бесполезно, - вспоминает бывшая библиотекарь пенсионерка Нина Степанова. - Нас же там сотни были. Зато нашего болгарина хорошо видать! К нему сходите!
 
Болгарином на селе прозвали Дмитрия Павловича Мотвичева. Несмотря на то, что он уже 30 лет живет в России, у мужчины заметный южнославянский акцент. Но фильму это не мешало. Его взяли на роль солдата в финальной сцене со знаменем. Он в строю среди оставшихся в живых..
 
- Только вышла картина, мне друзья стали звонить, писать. А в Ростове вообще на афиши попал. Снимали тогда четыре дня. Условия были ужасные. Меловая пыль, жара. Всех поначалу удивило, что актеры простыми в жизни оказались. Никогда ни на что не жаловались.
 
Как-то перерыв был небольшой в съемках. Мимо семенили пацанята с удочками на Дон. Юрий Никулин и напросись с ними, мол, удочку дадите. Так вереницей и шли. Только скоро ребята все снасти побросали – за животы схватились – это им Никулин анекдоты стал рассказывать. Потом и на рыбалке самой так. Он один сидел с удочкой – остальные от смеха катались! Какая там рыбалка! Как-то он выпросил у костюмеров новенькую форму – старая уже протерлась вся. Ходил такой гордый, а Бондарчук, когда это увидел, отправил переодевать в старую. Мол, что это за солдат получится – в гимнастерке с иголочки.
 
А ещё вызвало улыбку – когда Шукшину в строю досочки подставляли, чтобы он наравне с остальным был. Роста-то он небольшого.
 
А вот Павел Иванович и Нина Алексеевна Захаровы в фильме не участвовали. Зато воспоминаний о том времени – куда больше. В их дворе до сих пор стоит банька, где перемылись почти все актеры съемочной группы. Узенькая, со скрипучей дверью, стареньким полком и обшарпанным ковшиком, который помнит еще Шукшина, Буркова, Бондарчука. Как они там помещались?! Одному развернуться - наткнешься на каменку, а уж париться!
 
- Нам их привел друг. Те просто как-то узнавали, у кого можно помыться, а бани редкость, – вспоминает Нина Алексеевна. - Чаще всего привозили Шукшина, Буркова, Ванина, Бондарчука. Такие балагуры. Бывала и Скобцева – она молоком все мазалась для красоты. А разговоры, что они во время работы пили – все сказки. Они даже когда в баню приезжали – только чай пили. Никакого алкоголя. Самый заядлый банщик из них конечно Шукшин, он ведь сибиряк настоящий. И в тот день – 1 октября они приехали втроем Шукшин, Бурков, Губенко. Нас еще удивило, что Макарыч в бане всего полчаса побыл. Вышел бледный, сказал, что ему нехорошо.
 
- Он в последние дни вообще ходил какой-то серый, – с горечью добавляет Павел Иванович. - Мы поужинали и их увезли. Сначала на почту – Шукшин хотел с женой созвониться (Лидия Федосеева-Шукшина, которая тоже участвовала в фильме, к тому времени уже уехала со съемок – Прим. ред.), но трубку никто не брал, потом - на теплоход. Уже утром сказали, что он умер. Тяжело. Для всех это было шоком. Многие плакали. Настоящий человек ушел навсегда. После этого съемки свернули. Но когда позже актеры приезжали помянуть – всегда заходили в гости.
 
Сейчас место, где снимался фильм – изменилось. На пригорке поставили часовню – в память о Шукшине, рядышком открыли небольшой мемориал – захоронили найденные здесь останки 200 солдат.
 
Большинство великих актеров, подаривших нам фильм «Они сражались за Родину», ушли от нас. Но не навсегда. Ведь картина осталась. Искренняя, пронзительная, правдивая лента о Родине, о русских людях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Автор: Юрий Любимов