Рынок старых мастеров переживает крупнейшее потрясение за 70 лет
Мировой арт-рынок замер в ожидании крупного скандала, который может обойтись дилерам примерно в 250 млн долларов. Начало ему положил аукционный дом Sotheby’s, который выяснил, что картина Франса Хальса, проданная пять лет назад анонимному покупателю за 10,4 млн долларов,является подделкой.
Есть опасения, что многомиллионные полотна Брейгелей, Ван Дейка, Бронзино, Пармиджанино и других старых мастеров окажутся работами высококвалифицированного имитатора,которого в прессе уже называют «Мориарти фальсификаторов».
Фрагмент «Венеры с вуалью», которую Лукас Кранах Старший вроде бы написал в 1531 году, и которая ныне принадлежит князю Лихтенштейна
Портрет мужчины», проданный коллекционеру из Сиэтла как работа Франса Хальса, оказался фальшивым
Торговец антиквариатом говорит, что рынок застали врасплох продуманным маркетингом этих весьма сложных подделок на основе старых материалов. Теперь покупатели будут настаивать на большем количестве гарантий, как научных, так и финансовых.
С ним согласен искусствовед Бендор Гросвенор. Он считает «мастера-фальсификатора» лучшим подделывателем в истории. Однако этот скандал будет иметь далеко идущие последствия не только для рынка, но и всего мира старых мастеров, ведь подлинность картин подтверждали множество экспертов, учёных и музеев.
Портрет кисти лже-Хальса и «Венера» Кранаха (?) прошли через руки некоего французского арт-дилера Джулиано Руффини. Он рассказывает, что в своё время по счастливой случайности купил целую коллекцию шедевров живописи. При этом 71-летний торговец настаивает, что никогда не называл свои приобретения «работами старых мастеров» — это делали многочисленные учёные. «Я коллекционер, не эксперт», — говорит о себе Руффини.
Выше: единственный известный снимок Джулиано Руффини, где рядом с ним сидит женщина по имени Андре Бори, у которой он, якобы, купил бесценные картины. Фото via The Art Newspaper
Орацио Джентилески
1612, 25×19 см