"...Думаю что россияне, живущие в России , должны больше любить и ценить наши музыкальные корни.."
Марина СайфуллинаМузыковед, Доктор теории и истории культуры, Профессор Магистратуры "Музыка как междисципоинарное искусство" Университета Барселоны
В Испании по первому каналу ТВ идет конкурс "La voz-Kids" с участием детей, которых судят поп-звезды. Безусловно все дети очень талантливы, и передача вызывает огромный интерес, тем более в такой поющей стране как Испания. История "Золушки" не оставляет никого равнодушным: девочка из малюсенькой деревни в Андалусии, у которой родители живут на пособие по безработице, выходит на сцену и ее обнимает Давид Бисбаль или Росарио Флорес и провозглашают "Принцессой фламенко". Это вызывает слезы умиления у половины населения Испании сидящего в этот момент у телевизора. Ребенок счастлив, зрители тоже... Он поет как ангел, с ним работали известнейшие педагоги-мастера мирового класса. Это запомнится на всю жизнь...
Но что потом? Испанские независимые журналисты проводили исследование что происходит с этими детьми после конкурса. Результаты исследование были совершенно неутешительными. После триумфального выступления на ТВ многие дети имели проблемы в школе со сверстниками, с учителями, с родителями. Даже прибегали к помощи психологов и психиатров чтобы справиться с депрессией.
По вине взрослых - прежде всего амбициозных родителей, а иногда и преподавателей, которые их приводят на проект - дети сталкиваются с недетскими проблемами: из сказки, в которой они жили несколько месяцев юные звезды "La voz- kids" возвращаеюся в реальность. И не каждому ребенку эту реальность под силу принять. Начинаются обвинения родителей, что они не в состоянии дать ребенку должного образования, ведь обучение вокалу как эстрадному так и классическому в Испании очень дорогое удовольствие, и очень малое количество семей может себе позволить подобную роскошь. Учиться музыке в Испании - это совсем не то что получить бесплатное музыкальное образование в России. Начинаются проблемы с преподавателями в школе, которые ежедневно задают уроки и нужно наверстывать упущенное за пару месяцев, проведенных на съемках проекта. Сюда же плюсуются проблемы с одноклассниками, которые сначала были горды тем, что их подруга/друг участвовал в известном на всю страну конкурсе. Но потом приходит на смену зависть, далеко не белая.
Встают вопросы: нужны ли подобные конкурсы? и как совместить детское стремление быть взрослым как можно раньше, стремление быть звездой, быть лучшим и не травмировать его детскую психику?
Безусловно конкурс - это стимул к совершенствованию. И детские конкурсы нужны. Только подходить к ним нужно не только с точки зрения шоу-бизнеса, но и с педагогический и психологической.
Перед конкурсом очень важна не только подготовительная профессиональная работа с ребенком над голосом, вокальной техникой, артистическим мастерством, сценическим движением. Огромное внимание нужно уделять психологической подготовке детей: помочь им быть уверенными в себе и своих силах, уверенными в окружающих близких людях, уверенными в дне, который придет после окончания конкурса. Дети должны верить что их жизнь после конкурса также будет наполнена радостью и счастьем, но не сказочными, а реальными. Но если они будут стараться, то они смогут реализовать свою мечту стать звездой...
Что касается второго аспекта:
Во всей Европе поют иностранные песни- если песня хорошего качества не важно на каком она языке и кто ее автор. Но безусловно в российских конкурсах, особенно детских обязательно должны присутствовать народные песни России и песни российских авторов. В Испании практически не услышишь ни на конкурсах ни в обычной жизни песен на иностранных языках. Испанцы горды своей культурой и музыкой. Наша Русская культура никак не беднее чем испанская. Когда живешь за границей сильнее ощущаешь свою принадлежность к богатейшей русской культуре Думаю что россияне, живущие в России должны больше любить и ценить наши музыкальные корни.