Юрий Темирканов: "Как же я с ними здороваться буду!”

Юрий Темирканов, дирижер и художественный руководитель Петербургской государственной филармонии, о хамстве, выгодных предложениях, от которых дирижеру лучше отказаться, и о том, что делают для музыки Владимир Путин и Геннадий Тимченко.
 
— В филармонии открывается фестиваль “Площадь Искусств”. По какому принципу вы отбирали исполнителей и произведения для фестиваля?
 
— Знаете, балетные или музыканты — отдельная нация, мы как табор цыганский, мы все знаем, что происходит в этом мире. Поэтому я точно знаю, какой, например, первоклассный пианист хорошо играет Брамса, а какой хорошо играет Шостаковича.
 
Есть еще одна задумка: привозить на каждый фестиваль молодых талантливых исполнителей, которых еще не знает Россия, открыть для нее тех, которые завтра станут очень дорогими. Тогда нам будет трудно их пригласить, потому что на Западе платят баснословные гонорары.
Идеология фестиваля заключается в том, чтобы противостоять потоку подделок и показать людям, что, собственно, означает культура.
 
— Из программы фестиваля была исключена новая постановка Жолдака “Евгений Онегин” в Михайловском театре. Что вы думаете об этом спектакле?
 
— Я думаю, это очень плохо. Спектакль должен был быть включен в программу нашего фестиваля “Площадь Искусств”, но я сказал директору театра, что исключаю его из фестиваля.
 
Нас в школе учили отличать хорошее от плохого. Сейчас детей этому не учат, их запутали телевизором, им показывают американскую помойку, и они думают, что это культура. Когда им показывают такого “Евгения Онегина” в таком хорошем театре, они думают: может, я чего-то не понимаю?
 
Знаете, почему мало людей, способных сказать: а король-то голый? Потому что они себе не доверяют. Мне понравилось, что на спектакле свистели, что меня чуть-чуть утешило. От этой постановки несет бескультурьем.
 
— Но в театре было множество критиков, которые хвалили постановку…
 
— Я имею смелость сказать, что 90% критиков малограмотны и необразованны настолько, что не понимают великих замыслов великих музыкантов. Потому и считают эту постановку прогрессивной. Они тоже люди и не хотят отстать от времени. Но ведь все, что Чайковский хотел сказать в “Онегине”, он сказал своей музыкой. Надо только ее услышать.
 
Еще до революции говорили: придет хам. Он пришел. Любую публику, даже такую интеллигентную, как петербургская, любой народ можно испортить. Если Гитлер смог за 10 лет сделать из величайшей европейской цивилизации Третий рейх, если коммунизм смог убедить в том, что нужно грабить награбленное, значит, из человека можно сделать что угодно. В Библии об этом написано.
 
Я неверующий, но читал Библию много раз. Публику обманывают — а тут еще критика скажет слушателю: это поиски нового. Чего нового? Пушкин все нашел.
 
— В этом спектакле Михайловского театра в звуковую партитуру входят, наряду с музыкой Чайковского, пиканье микроволновки, звон посуды и множество других звуков. Как на такое может реагировать дирижер?
 
— Михаил Татарников — очень хороший и симпатичный дирижер, но у него еще нет возможности сказать, что это отвратительно. У него еще нет такого права.
 
К сожалению, дирижеры, у которых есть возможность отказаться этим дирижировать, включая самых знаменитых, таких как Лорин Маaзель, Зубин Мета, не делают этого. Я это сделал в Лионе. Уже отрепетировал с оркестром “Онегина” и начал сценическую репетицию. Но, как только посмотрел на сцену, сложил партитуру и сказал: в этом безобразии (я употребил тогда более точное определение) я участвовать не буду. Был большой скандал, потому что такого еще не случалось: все дирижеры терпят.
 
На пресс-конференции в Париже я сказал журналистам: знаю, что опера вам понравится, но дирижировать этим не буду. Вам понравится потому, что, в отличие от меня, вы не живете в Петербурге. В отличие от меня, вы не знаете Пушкина, Чайковского.
 
Я живу через дорогу от дома, в котором умер Чайковский, в километре от дома, где умер Пушкин. А как же я с ними здороваться буду, если буду дирижировать этим издевательством над гениями? Я сел в самолет и улетел, потеряв очень много денег. У Татарникова таких прав еще нет, но будут, потому что он очень талантливый человек, и, я надеюсь, он терпеть этого не станет.
 
— Где та грань, до которой, на ваш взгляд, возможна авторская интерпретация классики?
 
— Интерпретируешь — значит, осмысливаешь то, что написали Чайковский и Пушкин. Нужно в силу возможностей, которые природа дала, дотягиваться до этих гениев. И чем ты ближе подойдешь к их замыслу, тем ты лучший интерпретатор. А если ты хочешь поправить Пушкина и поучить Чайковского, то ты — невежда.
 
Музыкальная драматургия может быть очень современной: можно показать все только светом, можно пользоваться условностями. Конечно, модерново, когда Хозе в “Кармен” выезжает на мотоцикле. В Гамбурге показали Онегина и Ленского гомосексуалистами. Если вспомнить, кем был Чайковский, вроде подходит, правда? Но это хамское понимание.
 
Страшно, что это сейчас главная проблема во всем мире. Я не борюсь с гениями, я не имею хамства ставить себя с ними на один уровень. Я подчиняюсь им на сто процентов. Я их почитаю и пытаюсь по мере сил своих приблизиться к ним, отгадать, дотянуться. Я могу ошибиться в том, что не сумел дотянуться до него, но эта дорога единственно правильная.
 
Скажу крамольную вещь. Настоящая культура, вообще говоря, не для широких масс. Культура — это якорь, который держит человечество. Она принадлежит интеллигенции и подтягивает под себя сознание народа.
 
— Говорят, что сегодня мало молодых людей идут в музыку, меньше талантов. Вы чувствуете эту проблему?
 
— Так всегда говорят, но этого нет и никогда не будет.
 
Проблема России совсем в другом, а именно в том, что все молодые и талантливые уезжают. Все педагоги уехали, так что молодым здесь и учиться-то негде. Поэтому молодые люди едут учиться в Германию, там и остаются. При советской власти пропаганда выделяла артистов, музыкантов, поддерживала спортсменов, а сейчас обществу вполне достаточно телевизора.
 
Людям этого напрямую не говорят, конечно. Но не делают ничего, поэтому все уезжают. Раньше ты принадлежал к элите общества, а сейчас быть музыкантом стало не очень престижно, потому что зарабатывают мало.
 
— Элита сейчас в политике…
 
— Нет, депутатов не уважают сильно. Элитой называют тех, у кого много денег. Сейчас — и это недостаток капитализма — все решают деньги. И это чуть-чуть России не подходит. Хотя я предпочитаю капитализм.
 
— Вы имеете доступ к главным лицам страны, можете им что-то сказать…
 
— Сколько я говорил! И благодаря моим разговорам пять великих учреждений культуры, в их числе наш оркестр, Большой и Кировский театры получили гранты президента. Все произошло благодаря одному человеку — Путину, который быстро решил вопрос.
 
У нас все решить может только один человек — такая в России традиция. Какая бы ни была система, мы привыкли, что царь-батюшка может все, а остальные не могут ничего. Все-таки в 10 раз повысить сразу зарплату — это большое дело.
 
Но, к сожалению, принципиально это вопрос не решило. Потому что принципиальное решение в том, что всем российским оркестрам нужно совсем другое финансирование. В оркестрах люди с высшим образованием получают 5 тыс. рублей. Это ниже не только прожиточного уровня, это ниже пенсии.
 
А еще неправильно, что от ВВП на культуру идет 0,6%. Но этот вопрос я решить не могу, его может решить только общество.
 
— А что в идеале надо сделать?
 
— Настоящее искусство никогда не бывает самоокупаемым. Поэтому в первую очередь нужны деньги.
 
Деньги не обязательно должно давать государство. Раньше папа римский заказывал работы великим художникам. На Сикстинскую капеллу папа Сикст дал Микеланджело 480 тыс. А князья в Германии или правители в раздробленной Италии — все хотели показать, что они образованнее, чем сосед, и перекупали художников, музыкантов, каждый у себя в столице устраивал что–нибудь этакое… Поэтому, приезжая в Италию сейчас, вы каждый город воспринимаете как столицу, там везде художественные академии и музеи.
 
В Германии каждый курфюрст стремился получить своего Моцарта. Потом культуру стали поддерживать богатые люди, как в Америке, например. В Англии государство тоже дает деньги на культуру, но по большей части ее поддерживает общество.
 
А у нас, пока общество не появится, это должно делать государство.
 
Сегодня в России есть богатые люди, но они, кроме футбола, ничего не знают. Они даже не знают, что такое филармония. Ну, бывают исключения, как Тимченко, например, который в самое сложное время тайно давал моему оркестру большую сумму несколько лет.
 
— Он сам давал или его Путин попросил?
 
— Путин об этом ничего даже не знал, Тимченко давал по собственной инициативе.
 
Я с ним знаком достаточно хорошо, и он из тех, кто понимает, что такое культура. Но такие, как он, — это редкие исключения, подтверждающие правило. Кстати, крупные проекты на “Площади Искусств” мы делаем тоже благодаря Тимченко.
 
«О вашем таланте знает каждый»: Владимир Путин поздравил Юрия Темирканова с юбилеем
 
К поздравлениям присоединились Дмитрий Медведев, а также коллеги маэстро
 
 
С 80-летием великого маэстро поздравили президент РФ Владимир Путин и председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.
 
«О вашем самобытном и щедром таланте, его огромной созидательной, творческой силе без преувеличения знает каждый, кто ценит и любит классическую музыку, гордится уникальными традициями отечественной дирижерской школы», - говорится в поздравлении.
 
Президент подчеркнул, что Темирканов, возглавляя лучшие симфонические коллективы, многие годы делает культурную жизнь России и мира ярче и насыщеннее, а также поддерживает просветительские, благотворительные проекты. «И, конечно, неизменно дарите слушателям незабываемые впечатления от встреч с высоким искусством», - отметил Владимир Путин. Глава государства пожелал дирижеру здоровья, благополучия и всего самого доброго.
 
Дмитрий Медведев отметил, что когда дирижирует Юрий Темирканов, произведения великих авторов наполняются особым смыслом и вызывают у слушателей сильные чувства, поэтому выступления дирижера и в России, и за рубежом - это всегда событие, привлекающее интерес публики. Также он отметил внимание мастера к молодым, начинающим музыкантам, для поддержки и творческого развития которых дирижер делает немало. 
 
«Всю свою жизнь вы посвятили классической музыке. И как-то сказали, что она должна возвышать человека над обыденностью, исцелять душу подобно тому, как врач лечит тело. Под вашим управлением ведущие оркестры мира исполняют такую музыку на лучших сценах планеты», - подчеркнул Дмитрий Медведев. 
 
 
В подарок - концерт 
 
Сегодня в день 80-летия Юрия Темирканова артисты Заслуженного коллектива России подарят художественному руководителю и главному дирижеру оркестра праздничный концерт-поздравление. Он состоится в Малом зале филармонии имени Д. Д. Шостаковича.
 
Программа концерта включает сочинения композиторов четырех веков – от Моцарта до наших современников. Специальным номером станет исполнение партитуры петербуржца Евгения Петрова «Гора света», которую он посвятил Юрию Темирканову.
 
Также в праздничный вечер артисты Заслуженного коллектива России исполнят сочинения Мендельсона, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича и других авторов. Отдельные произведения прозвучат под управлением народного артиста России Николая Алексеева.
 
Как рассказали «ПД» в филармонии, в нынешнем музыкальном сезоне под знаком юбилея Юрия Темирканова проходит множество событий. Посвящение маэстро носят программы Абонемента № 1 Большого зала филармонии «Юрий Темирканов и его оркестр» и Абонемента № 1 Малого зала «Приношение Маэстро». Заметное место занимает обширная серия зарубежных гастролей Заслуженного коллектива России. И, конечно, XIX Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», который откроется 14 декабря.
 
Безусловным «гвоздем» юбилейной программы станет звездный гала-концерт, участие в котором примут мировые звезды классической музыки: дирижер Марис Янсонс, пианисты Николай Луганский и Денис Мацуев, скрипачи Юлиан Рахлин и Вадим Репин, альтист Юрий Башмет, вокалисты Динара Алиева, Карен Слак, Маттиас Гёрне, Паата Бурчуладзе.
 
Его руки поют 
 
К своему юбилею сам великий дирижер относится с доброй иронией. И цитирует Михаила Жванецкого, который сетовал, как трудно совместить нестареющую душу и физическое состояние. Коллеги маэстро также поздравляют его с юбилеем и делятся своими воспоминаниями от встреч с ним.
 
Так, главный дирижер Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, заслуженный артист России Андрей Алексеев рассказал «ПД», как однажды на юбилей Малого зала филармонии пригласили оркестр университета, которым должен был дирижировать Темирканов.
 
«Виктор Третьяков должен был играть на скрипке, я - на аккордеоне. Пришел Юрий Хатуевич, тихо извинился и пробрался к месту. Студенты вжались в кресла, потому что к ним идет великий Темирканов, вдруг что-нибудь скажет такое… Сыграли блестяще, Темирканову сказать нечего, потому что все точно. Но все сидят со скрипками, как с автоматами. И тогда он вдруг говорит: «Друзья, нельзя играть такую музыку с такими лицами». Все расслабились, и после этого сыграли еще лучше. Вот она, сила дирижера», - подчеркнул он.
 
Дань таланту Темирканова отдает и художественный руководитель театра «Мюзик-Холл», дирижер Фабио Мастранджело. Он признается, что никогда не забудет советы Юрия Хатуевича по поводу оперы Вебера. «Для него это самая совершенная опера. И я не могу не согласиться с ним. И безмерно благодарен ему за те советы, которые он нам дал», - говорит Фабио Мастранджело. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
По материалам: https://www.classicalmusicnews.ru/interview/yuri-temirkanov-interview-2012/

Сказки старого пианино

Иоганн Себастьян Бах
 
Джоаккино Антонио Россини
 

Пётр Ильич Чайковский