Печать

Пасхальный фестиваль

После исполнения Четвертой Малера в Москве. Валерий Гергиев, солистка Анастасия Калагина. Фото Опера+/VS

Значение Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева трудно переоценить, ведь за три светлых недели после главного христианского праздника он объединяет Россию в единое музыкальное пространство.
Открывается и завершается фестиваль в Москве, но затем специальный чартерный поезд с Оркестром Мариинского театра и Валерием Гергиевым начинает двигаться по городам и весям нашей необъятной страны. Симфоническую программу дополняет хоровая, звонильная, а также камерные концерты Академии молодых певцов Мариинского театра.
В этом году симфоническая программа обошла стороной Санкт-Петербург, но зато в канун Светлого праздника, в Великую субботу Валерий Гергиев исполнил в Мариинке-2 Восьмую симфонию Густава Малера – «Симфонию тысячи участников» с ясным мессианским посылом. В ней Малер построил свое видение Рая и концепцию Божественной любви, основанной на интерпретации Благой вести немецкой философией и литературой. В симфонии всего две части: Гимн "Дух животворящий" - активное мужское начало творчества и движения вперед, поиска истины; и вторая - Финал "Фауста" Гёте, где просветленные Отцы и Жены (Мария Магдалина, Мария Египетская, прощенная Маргарита) и хоры ангелов (три хора, в том числе детский) повествуют о вечной любви и вечной статике женственного начала. С небес звучит и голос самой Богородицы, а слушатели просветляются в экстазе Божественной любви. Лучшего ввода в Пасху - и не придумаешь. Поэтому хоть этот концерт и не входил в общую программу Пасхального фестиваля, воспринимался логической преамбулой к нему. В Восьмой звучали прекрасные голоса солистов театра: Анастасии Калагиной, Виктории Ястребовой, Людмилы Дудиновой, Юлии Маточкиной, Екатерины Сергеевой, Дмитрия Воропаева, Алексея Маркова и Владимира Феляуэра. Акустически симфония тоже воспринималась превосходно (в том числе и потому, что оркестр был слегка "утоплен" в яму).
 
 
 
Денис Мацуев. Фото Опера+/VS
 
Малеровская линия получила свое продолжение на фестивале: в частности, Четвертая симфония композитора, об искании Рая и детском восприятии «Небесных радостей» прозвучала в Москве и Казани, солировала Анастасия Калагина. Но, конечно, главный фокус был на русскую музыку. Перед концертом Маэстро сказал, что есть много произведений, которые очень хорошо соответствуют атмосфере Пасхи. В дневном концерте, помимо Малера, звучали Панорама и вальс из балета «Спящая красавица» Петра Чайковского, Рапсодия на тему Паганини Сергея Рахманинова (солист - Бехзод Абдураимов) и Концерт для скрипки с оркестром Игоря Стравинского (солист - Павел Милюков). В вечернем - «Вальс-фантазия» Глинки, фрагменты из музыки к балету «Щелкунчик» Чайковского, Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Рахманинова (солировал постоянный участник Пасхальных фестивалей Денис Мацуев), Сюита из музыки к балету «Жар-птица» Стравинского. Поскольку этот год по инициативе Валерия Гергиева посвящен 135-летию Игоря Стравинского в каждом концерте обязательно исполнялось хотя бы одно произведение композитора.
 
Особенность фестиваля еще и в том, что программа концертов порой неизвестна до самого последнего момента, но билеты раскуплены, в залах яблоку негде упасть – идут на Гергиева и без него в далеких регионах возможно никогда не услышали ни Малера, ни Стравинского.
 
Правда, в Казани – Татарстан стал первым регионом фестиваля после Москвы – публика искушенная: есть свой Государственный симфонический оркестр Татарстана, которым руководит Александр Сладковский, проходят симфонические, камерные, оперные и балетные фестивали. Оба концерта Оркестра Мариинского театра прошли в Большом концертном зале им. С.Сайдашева с великолепным фасадом и интерьером. В дневном концерте опять звучала Четвертая Малера, фрагменты «Щелкунчика», «Вальс-фантазия», «Жар-птица», а вечер был посвящен опере: на сцене блистали солисты Мариинского театра Ильдар Абдразаков и Владислав Сулимский с ариями и дуэтами из «блокбастеров» Верди – «Аттилы», «Дона Карлоса», «Сицилийской вечерни». Неудивительно, что зал пришел в настоящее неистовство.
 
Чартерный поезд Пасхального фестиваля

Особенность Пасхального фестиваля в том, что концерты проходят не только в крупных городах и известных залах, но и в тех, куда нечасто заглядывают классические исполнители мирового масштаба. При этом города эти сами по себе могут иметь большое значение с государственной точки зрения. А Валерий Гергиев, помимо того, что дирижирует, встречается с руководством крупных предприятий (таких как «Татнефть» или КАМАЗ), часто выступающих спонсорами выступлений оркестра, говорит с руководством городов и регионов о проблемах музыкального воспитания молодежи, строительстве концертных залов. Маэстро не только художник и музыкант, но и государственный человек. И Пасхальный фестиваль дает ему возможность объехав всю страну, увидеть, чем она живет. Стоит посмотреть, как его встречают в городах, когда он выходит из поезда, как приветствуют в концертных залах.

В этом году удалось побывать всего не нескольких концертах, всего же в рамках Симфонической программы Пасхального фестиваля их было 43, прошли они в 25 городах России.

 

 

 

По материалам: http://classicmus.ru/Easterfestival_Gergiev_2017.html

Партнеры