РИМАС ТУМИНАС: «АВАНТЮРА МЕНЯ СПАСЛА ОТ ЮБИЛЕЯ»
Двадцатого января один из самых значимых театральных режиссеров мира Римас Туминас отметил семидесятилетие. Делает он это по-туминасовски – почти уединившись вдали от коллег и почитателей. И пока вахтанговцы посвящают юбилею своего Маэстро декаду его спектаклей и череду поздравлений на сайте театра, сам именинник трудится в Венеции.
Накануне юбилея, около полуночи, я дозвонился Римасу Владимировичу, и, сообщив, что на Камчатке уже утро, поздравил его от имени всех читателей «Театрала».
– Надеюсь, мы первые, кто пробился к вам из заснеженной России с теплыми словами и пожеланиями в промозглую Венецию?
– Да, вы действительно поздравляете первыми, я про Камчатку и не подумал, – рассмеялся Римас. – А мы сидим за столом, и будем праздновать до утра, потому что мой юбилей наступает здесь завтра, а сегодня мы отмечаем день рождения Оксаны Немчук, нашего продюссера из Киева. Так что сутки будем гулять.
– Оксане тоже наши поздравления, мы ее знаем и помним! Но если вы готовы сутки праздновать, значит с постановкой спектакля все в порядке, и дело движется к финалу?
– Ну не совсем, конечно. Работа идет тяжело, актеры тут так себе, «ручки-ножки» им приходится ставить, потому что Станиславского, черт возьми, не учили. Они ничего в этом не понимают, все сложно, потому что ты видишь одно, они – другое, а материал весь на литературе, и поэтому пока болтают, болтают... Но ничего, справимся.
– Напомните, пожалуйста, нашим читателям, о каком спектакле идет речь.
– Мы ставим здесь «Привидения» Ибсена. Это не мой автор, и не моя мечта. Но мне предложили, я вчитался, и подумал – а почему бы и нет? Сделать за месяц в знаменитом театре «Гальдони» сокращенный вариант Ибсена – в одном отделении, где-то на час... Главную роль фрау Элен Алвиг играет вдова Джорджо Стрелера. Как-то так случилось, что я Стрелера любил и уважал, он эту постановку для нее придумал, и теперь мне предстоит ее реализовать. Ну, авантюра, конечно, но она меня спасла от юбилея. Все будут спрашивать – где он? А он в Венеции. А что он там делает? Работает. Вот и все. Приятный шанс, потому что мне позволили в качестве ассистента взять с собой дочь, которая мне помогает. Жена с нами тоже полетела. Бюджет спектакля не большой, но я смог пригласить Адомаса Яцовскиса в качестве художника-постановщика. Так что получился скромный романтический юбилей в узком кругу. В Венеции.
– А что с главной ролью? Вы ведь говорите про Андреа Жонассон? Как ей удается эта роль?
– Андреа умница. Она с юмором, она легкая, хорошая, она просто талантливая актриса, с которой настоящее удовольствие работать. Это конечно радость. На нее я и ориентируюсь, и ставлю.
– Когда планируете премьеру?
– Третьего февраля. Только не вздумайте приехать, потому что это не стоит такого внимания. Это всего лишь фестивальный эскиз, и не более того.
– Просто театральный штрих для души?
– Да, что-то в этом духе. Если бы, конечно, актеры были бы профессиональнее. Сильнее. Как наши. Тогда было бы прекрасно. Да еще в таком замечательном театре – «Гальдони», который весь день в нашем распоряжении.
– А вы знаете, что в Москве уже целую неделю на Старом Арбате фасад Театра Вахтангова украшают ваши портреты? Что здесь идет юбилейная декада ваших спектаклей, и на всех афишах – вы? Гуляющая публика останавливается, с интересом разглядывает. Портреты светятся в ночи, украшая заснеженный Арбат. Тоже романтично.
– О, это успех. Снимите скорее и пришлите мне фото, чтобы я здесь мог погордиться.
– Сниму и сегодня же отправлю. Но мы-то вас ждем в Москве и, надеюсь, еще отметим?
– Да, конечно. Но вначале завершу здесь спектакль. А все остальное потом.
– Надеюсь, мы первые, кто пробился к вам из заснеженной России с теплыми словами и пожеланиями в промозглую Венецию?
– Да, вы действительно поздравляете первыми, я про Камчатку и не подумал, – рассмеялся Римас. – А мы сидим за столом, и будем праздновать до утра, потому что мой юбилей наступает здесь завтра, а сегодня мы отмечаем день рождения Оксаны Немчук, нашего продюссера из Киева. Так что сутки будем гулять.
– Оксане тоже наши поздравления, мы ее знаем и помним! Но если вы готовы сутки праздновать, значит с постановкой спектакля все в порядке, и дело движется к финалу?
– Ну не совсем, конечно. Работа идет тяжело, актеры тут так себе, «ручки-ножки» им приходится ставить, потому что Станиславского, черт возьми, не учили. Они ничего в этом не понимают, все сложно, потому что ты видишь одно, они – другое, а материал весь на литературе, и поэтому пока болтают, болтают... Но ничего, справимся.
– Напомните, пожалуйста, нашим читателям, о каком спектакле идет речь.
– Мы ставим здесь «Привидения» Ибсена. Это не мой автор, и не моя мечта. Но мне предложили, я вчитался, и подумал – а почему бы и нет? Сделать за месяц в знаменитом театре «Гальдони» сокращенный вариант Ибсена – в одном отделении, где-то на час... Главную роль фрау Элен Алвиг играет вдова Джорджо Стрелера. Как-то так случилось, что я Стрелера любил и уважал, он эту постановку для нее придумал, и теперь мне предстоит ее реализовать. Ну, авантюра, конечно, но она меня спасла от юбилея. Все будут спрашивать – где он? А он в Венеции. А что он там делает? Работает. Вот и все. Приятный шанс, потому что мне позволили в качестве ассистента взять с собой дочь, которая мне помогает. Жена с нами тоже полетела. Бюджет спектакля не большой, но я смог пригласить Адомаса Яцовскиса в качестве художника-постановщика. Так что получился скромный романтический юбилей в узком кругу. В Венеции.
– А что с главной ролью? Вы ведь говорите про Андреа Жонассон? Как ей удается эта роль?
– Андреа умница. Она с юмором, она легкая, хорошая, она просто талантливая актриса, с которой настоящее удовольствие работать. Это конечно радость. На нее я и ориентируюсь, и ставлю.
– Когда планируете премьеру?
– Третьего февраля. Только не вздумайте приехать, потому что это не стоит такого внимания. Это всего лишь фестивальный эскиз, и не более того.
– Просто театральный штрих для души?
– Да, что-то в этом духе. Если бы, конечно, актеры были бы профессиональнее. Сильнее. Как наши. Тогда было бы прекрасно. Да еще в таком замечательном театре – «Гальдони», который весь день в нашем распоряжении.
– А вы знаете, что в Москве уже целую неделю на Старом Арбате фасад Театра Вахтангова украшают ваши портреты? Что здесь идет юбилейная декада ваших спектаклей, и на всех афишах – вы? Гуляющая публика останавливается, с интересом разглядывает. Портреты светятся в ночи, украшая заснеженный Арбат. Тоже романтично.
– О, это успех. Снимите скорее и пришлите мне фото, чтобы я здесь мог погордиться.
– Сниму и сегодня же отправлю. Но мы-то вас ждем в Москве и, надеюсь, еще отметим?
– Да, конечно. Но вначале завершу здесь спектакль. А все остальное потом.
Автор: Валерий Яков