Выставка "Формула Руси".
Выставка "Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века" в Государственном историко-художественном музее "Новый Иерусалим" (Россия, Истра) - «Темный» и «Светлый» миф: каким же был XVII век?
Экспонаты данного проекта расположены на площади более 3000 м кв. и занимают весь -1-й этаж. Среди них икона "Троеручица", иконы Русского Севера и Поволжья, предметы для христианского богослужения, подаренные монастырю (расшитые золотом фелони, серебряные потиры, кадила и многое другое), картины художников, старинная мебель.
Выставка спланирована соответственно хронологии событий ХVII в. в истории России: прекращение династии Рюриковичей, голод, свержение Годуновых, Лжедмитрии, избрание Михаила Романова на царство, выдвижение патриарха Никона, раскол, стрелецкие бунты, пришествие к власти Петра I.
Нельзя пройти мимо картины 1887 г. Василия Сурикова "Боярыня Морозова". На картине изображено, как 43-летнюю Феодосию Морозову за протест против реформы патриарха Никона везут на санях в тюрьму в Боровске, где она погибнет от пыток и истощения.
Очень много места в эспозиции отведено патриарху Никону, человеку, при живом царе фактически правившему Россией. Для XVII века на Руси характерна ситуация, когда один правит за другого.
На выставке много картин неизвестных художников. Люди, изображенные на портретах, зачастую тоже неизвестны. У всех работ того времени очень высокая техника исполнения, и глаза героев портретов действительно "зеркало их души". В залах очень просторно, хорошо поставлен свет, все позволяет погрузиться в атмосферу времени, к которому относятся те или иные экспонаты.
Очень интересен раздел выставки "Театр", где представлены эскизы костюмов, декораций к произведениям "Жизнь за царя", "Снегурочка", "Хованщина", "Борис Годунов", а также другие работы, в которых присутствуют образы допетровской эпохи. XVII век, представленный в художественных произведениях И. Билибина, А. Васнецова, Д. Стеллецкого, часто воспринимается как что-то очень далекое, сказочное, чего нет и никогда больше не будет.
Из больших минусов - очень сложно добраться до выставки без автомобиля, на общественном транспорте. Непосредственно до музея ходит он очень редко, поэтому пришлось поехать другим маршрутом, проходящим мимо Новоиерусалимского монастыря с поворотом направо. У автобусной остановки собралось глубокое озеро, в которое колеса автобуса погружались почти полностью.
Дальше - хуже: к музею ведет вдоль монастыря тротуар, который примерно на 25-30 см залит талой водой и людям приходится карабкаться на сугроб, чтобы пройти дальше с риском сорваться вниз, испачкаться и травмироваться. Неужели нельзя убрать тротуар как положено? Когда же мы избавимся от "Потемкинских деревень"? Тем более, что выставка, анонсированная Правительством Московской области заслуживает того, чтобы ее увидели те, кто добирается от станции "Новоиерусалимская" пешком.
По материалам: https://otzovik.com/review_15756911.html