Печать

Административные уроки педагогики

20 октября в г. Голицыно состоялось выездное расширенное заседание Муниципального совета Одинцовского района. Выбор места проведения столь представительного мероприятия был не случаен. Глава района А.Р.Иванов по достоинству оценил инициативную и активную работу главы и Администрации городского поселения по благоустройству, подготовке к отопительному сезону, созданию благоприятных условий для труда и отдыха жителей.

Высокие гости совершили небольшую экскурсию по городу, своими глазами увидели и оценили позитивные перемены во внешнем облике города, происшедшие за последнее время: новая стела у въезда в город с Можайского шоссе, прекрасный сквер у городской поликлиники, новая планировка привокзальной площади, рациональное перераспределение транспортного и пассажирского потоков. Познакомились гости и с «производственной сферой». Хорошее впечатление оставило посещение поликлиники, социальной аптеки, Голицынского керамического завода.

Однако наибольший резонанс вызвало посещение СОШ №2, вернее, оценка главой района результатов этого посещения – объявление об увольнении директора школы С.А.Степновой. Случай, как говорится, исключительный. И дело даже не в самом решении, его обоснованности или необоснованности, а в том, в какой форме это было сделано. Так можно поступить с нерадивым дворником, нанятым на работу с испытательным сроком. Завхоза уже приглашают на «ковёр» и, на первый случай, объявляют какое-то взыскание. А здесь – опытнейший директор школы, посвятивший всю свою жизнь работе в школе. Педагог, удостоенный званий «Заслуженный работник образования Московской области», «Заслуженный учитель Российской Федерации», награждённый знаком «Отличник народного просвещения», знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации». Толковый администратор, дважды удостаивавшийся диплома «Руководитель года», добившийся признания своей школы лучшим предприятием года по итогам конкурса «Образовательное учреждение – 2007».

Какие же страшные провалы в организации учебно-воспитательной работы обнаружил глава района в работе директора школы, заставившие его срочно принять столь радикальные меры? Ни-ка-ких! То, что составляет суть работы директора школы, оказалось, Андрея Робертовича не интересовало. Иначе пришлось бы узнать о хорошей организации не только учебной, но и внеклассной работы, о замечательном школьном музее, работе объединения «Юный журналист», о том, что среди учеников школы немало признанных спортсменов, удостоенных высоких спортивных званий и чемпионских титулов, неоднократно выступавших на соревнованиях федерального и международного уровня, что сама директор удостоена почётного звания «Заслуженный тренер РФ».

Видимо, это не входило в планы главы района. Следуя наставлению Козьмы Пруткова: «зри в корень», он обратил внимание на пол.

– Почему только что отремонтированный пол имеет неровности? Почему спортивная площадка покрыта кирпичной крошкой, а не специальным покрытием для спортивных сооружений? – грозно вопрошал он директора школы. Робкие попытки последней объяснить, что с 1995 года денег на ремонт школы не выделялось вообще и только в последние 2 года были выделены незначительные средства, которые были потрачены на самые неотложные нужды: ремонт совсем прогнивших полов на 2-м и 3-м этажах и замену окон в трёх классах, которые уже не подлежали починке, были парированы безапелляционным заявлением: - Если не выделяли средств, значит, недостаточно проявляете активность.

Столь же решительно и столь же аргументированно была пресечена попытка начальника Управления образования Ю.И.Ляпистовой объяснить причины недостаточного финансирования и вынужденные ограничения в выборе объектов ремонта.

Немного поостыв, уже на заседании Муниципального совета, глава района вынужден был признать: - Не понимаю, почему мы потратили туда (на школу №2 – ред .) в этом году всего 2 миллиона. Там нужно полшколы перестраивать! И, как работа у нас с Управлением образования ведётся, нужно, честно говоря, разбираться.

Вот это уже серьёзные рассуждения. Действительно, надо честно и обстоятельно разбираться в каждом конкретном случае. Тем более, в таком деликатном деле как образование.

Например, понять, почему два десятилетия не выделялись деньги на ремонт школы? Почему количество выделяемых средств на ремонт ставится в зависимость от пробивных способностей директора, а не объёма ремонтных работ? Почему районная комиссия, ежегодно проверяющая готовность школы к началу учебного процесса, неизменно ставила СОШ №2 высокую оценку? И, самое важное, почему из лексикона и, особенно, из практики руководителей муниципального звена исчезают такие понятия как "уважение", "мораль", "этика", "нравственные ценности"? Имеет ли право руководить людьми человек, который не знает этих понятий? Почему ответственного работника, выставившего на экраны местного телевидения демонстрацию воинствующего хамства по отношению к уважаемому и достойному человеку, не смущает оказаться в положении унтер-офицерской вдовы, которая, как известно, сама себя высекла?

Светлана Александровна Степнова – человек хорошо известный в Голицыно. По крайней мере, половина из 18 тысяч голицынцев либо сами, либо их дети, внуки учились в школе, которой 20 лет она руководила. Человек уважаемый, потому что ей доверяли люди своё самое дорогое достояние – детей, потому, что руководимый ею педагогический коллектив не только давал образование, но и исправлял ошибки семейного воспитания, вместе с родителями работал с «проблемными» учениками. Как любому человеку ей свойственны и недостатки, обусловленные личностными качествами и жизненными обстоятельствами. В своё время автор этих строк жестко критиковал её на страницах этой газеты за использование педколлектива в качестве дармового агитпропа «Единой России» на выборах. (Может, для того, чтобы получить деньги на ремонт школы?) Но никому не дано морального права без веских оснований столь бездушно прервать трудовую деятельность человека, руководителя, занятого в самой важной сфере общественно-полезной деятельности – воспитании и обучении молодого поколения.

Стоит задуматься, какой урок безнравственности, бездушия и черствости даётся молодому поколению. А ведь не зря говорят: как аукнется, так и откликнется.

Ххх

Создаётся впечатление, что глава района заранее знал результаты своего посещения школы. Если задаться вопросом, зачем потребовалось увольнять директора, то возможны варианты ответа. Первый – надо любым способом избавляться от педагогов-носителей традиций советской школы, ориентированной на формирование мыслящего человека и гражданина. Такими сегодня трудно управлять. Второй – в наступающем 2016 году состоятся выборы в Областную и Государственную думы и надо иметь во главе школьного агитпропа надёжного человека, пусть даже без должного опыта, но лично преданного, по-своему, способного. На ВСЁ способного. Поживём – увидим.

Как это назначение повлияет на учебно-воспитательный процесс, оказывается, не важно. Кто в этом будет разбираться! К тому же, при любых условиях сформулированная ещё, недоброй памяти, Фурсенко главная задача современного образования – сформировать грамотного потребителя (!), всё равно будет выполнена.

А народ? А народ безмолвствует.

Валерий Валев,
депутат Совета депутатов гп. Голицыно

Партнеры