Жорж Фуке увидев работы Мухи, считал его прирожденным дизайнером, а Жорж знал толк в ювелирном деле. Он был уже третьим поколением из знаменитой династии парижских ювелиров Фуке. В 1895 году его отец Альфонс Фуке передал руководство фирмой 34-летнему сыну. Жорж с жаром принялся за работу и решил полностью обновить стиль своего ювелирно дома, который долгое время придерживался ренессансных вкусов.
Альфонс Муха - дизайнер украшений парижского ювелирного дома Жоржа Фуке
В 1890-е годы в Париже имя Альфонса Мухи было у всех на устах: город был обклеен его театральными афишами с божественной Сарой Бернар и рекламными постерами с томными красавицами. Под их очарование попал молодой парижский ювелир Жорж Фуке и предложил Альфонсу стать дизайнером украшений. Это была воистину блестящая идея, - ах, вы только посмотрите!
Художник, как мы знаем, принял предложение ювелира. Альфонс Муха создал не только уникальные произведения ювелирного искусств, но и архитектурный проект для нового салона ювелирного дома Фуке, ставшего его визитной карточкой.
Афиша к балету-пантониме "Принцесса Гиацинт"
Альфонс Муха
1911, 125.5×83.5 см
Альфонс Муха
1911, 125.5×83.5 см
Цепочка Бьянка Капелло, ок. 1878. Альфонс Фуке, Поль Грандом, Шарль Беранжер. Золото, бриллианты, окрашенная эмаль
Браслет «Диана», 1883. Альфонс Муха, Эжен Каррие-Беллёз, Поль Грандом, Оноре Бурдокль. Золото, бриллианты, окрашенная эмаль.
Брошь «Банты», 1819−1838. Альфонс Фуке. Золото, жемчуг барокко.
Жорж Фуке в восторге от ар-нуво — нового стиля в искусстве. К 1898 году он уже создает украшения в стиле модерн и становится главным конкурентом знаменитого ювелира Рене Лалика.
В это время младший Фуке приглашает к сотрудничеству Альфонса Муху. Его роскошные, пленительные девушки, все в цветах и умопомрачительных ювелирных украшениях, вдохновили парижского ювелира на новые творческие искания.
Плакат для "Моэт и Шардон: Сухой Империал"
Альфонс Муха
1899, 60×20 см
Альфонс Муха
1899, 60×20 см
Блестящее трио: актриса, художник и ювелир
Совместная деятельность художника и ювелира началась в 1898 году, когда Фуке увидел афишу с Сарой Бернар к спектаклю «Медея». Жоржа сразил образ главной героини в кульминационный момент драмы, где выражение, поза, костюм и даже украшения подчеркивают ужас свершившейся трагедии.
Сара Бернар играет Медею — принцессу из Колхиды, земли сказочных богатств и колдовства. Медея становится возлюбленной и женой Ясона, приплывшего на восточное побережье Черного моря в поисках золотого руна. Когда Ясон оставил Медею и намеревался жениться на коринфской принцессе, Медея отравила соперницу и убила своих двух сыновей, чтобы больнее ранить своего неверного супруга.
Внимание Жоржа Фуке в работе привлек браслет в форме змеи, обвивающий руку Медеи. Эта,казалось бы, незначительная деталь, всего лишь украшение, усилила впечатление жестокости матери-убийцы и одновременно подчеркнула нравы варварской страны. Сара Бернар захотела иметь такое украшение и заказала Жоржу Фуке сделать браслет по эскизу Альфонса Мухи.
Медея
Альфонс Муха
1898, 206×76 см
Альфонс Муха
1898, 206×76 см
Браслет «Медея» — одно из самых ярких, экстравагантных и изумительных украшений, созданных Альфонсом Мухой и Жоржем Фуке для Сары Бернар. Актриса надевала браслет на спектакли,когда играла Медею и Клеопатру. Он идеально подходил для ролей роковых женщин и производил впечатление зловещего«древневосточного» амулета.
Золотой браслет «Медея» Фуке выполнил в 1899 году. Змея обвивала запястье и поднималась выше по руке. Ее голова выполнена в технике перегородчатой эмали, создавая чешуйчатую поверхность. Кроме того, дорогое изысканное украшение было дополнено рубинами, опалами и бриллиантами. Браслет соединялся цепочкой с кольцом тоже украшенным головой змеи, — две змейки словно смотрели друг на друга. Браслет был очень гибким благодаря скрытой системе шарниров, которая позволяла свободно двигаться руке.
Золотой браслет «Медея» с кольцом, 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония
Сара Бернар блистала на сцене в экстраординарных сценических костюмах и заказывала себе такие же необычайные украшения. Альфонс Муха выполнил шесть афиш с актрисой, на которых она выглядела юной и прекрасной в свои 54 года. Сара была более, чем довольна его графическими работами и ожидала таких же поразительных результатов от ювелирных украшений.
Афиша к пьесе "Жисмонда" с Сарой Бернар
Альфонс Муха
1894, 216×74.2 см
Альфонс Муха
1894, 216×74.2 см
-
А.Муха "Лорензачио". Афиша для спектакля с Сарой Бернарой
-
А.Муха "Дама с камелиями". Афиша спектакля с Сарой Бернар
А.П.Чехов писал о Бернар: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее — поразить, удивить, ослепить…». Ослепить она пытается и своими украшениями — роскошными ожерельями, широкими браслетами,массивными серьгами и диадемами.
В 1895 году Сара Бернар играла Мелисинду в пьесе Эдмона Ростана«Принцесса Греза» (La Princesse Lointaine) в Театре Ренессанса в Париже. Для этого образа Альфонс Муха создал прекрасные произведения — тиару с лилиями и подвеску.
Диадема «Принцесса Греза», 1890-е,Национальная Библиотека в Париже,Музей Оперы.
Диадема «Принцесса Греза», 1890-е,Национальная Библиотека в Париже,Музей Оперы.
-
Сара Бернар в роли Мелисинды в спектакле "Принцесса Греза"
-
А.Муха "Сара Бернар", 1896. Этот плакат Муха нарисовал в честь банкета для Сары, устроенного ее друзьями в Париже в 1896 году. Актриса изображена в тиаре из живых лилий.
Подвеска «Принцесса Греза» по эскизу А. Мухи, 1900, бронза, позолота. Фонд А. Мухи, Прага
Украшение выполненное Ж. Фуке и А. Мухой по заказу Сары Бернар. Эмаль, кость, бирюза, эмаль.
«Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. В этом сложно было усомниться,учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения. Об этом же, к слову,свидетельствует переписка художника и с самой Бернар»… Продолжение читайте в нашей биографии.
Фото А. Муха в своей мастерской на фоне плаката с изображением Сары Бернар
Фото А. Муха в своей мастерской на фоне плаката с изображением Сары Бернар
Альфонс Муха на Всемирной выставке в Париже в 1900 году
Жорж Фуке доверил Альфонсу Мухе делать эскизы украшений для стенда дома Фуке на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Их работы вызвали всеобщее одобрение и даже наделали немало шума. За 202 дня, которые длилась выставка,ее посетили 50 миллионов человек — более, чем все население Франции! Сегодня известны два произведения,участвовавших в этой знаменательной выставке начала века — кольцо и цепочка.
Декорированная цепочка с подвесками, 1900. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 году от Ювелирного Дома Фуке.
Кольцо «Павлин». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Экспонировалось на Всемирной выставке в Париже от Ювелирного дома Фуке в 1900 году.
Кстати, на этой выставке Муха представил не только ювелирные работы, но и свои блестящие достижения в области скульптуры. В павильоне Боснии и Герцоговины Альфонс Муха выставил свою скульптурную работу — «Природа». Из графики художника сразу вспоминается его работа «Зодиак». Пока таинственная и чувственная девушка притягивает и завораживает зрителей,исследователи продолжают разгадывать загадку — чье лицо вдохновило мастера и кого он изобразил?
А.Муха «Природа», 1899−1900. Бронза,позолота, малахит. Музей Конца ХІХ века в Брюсселе
А.Муха «Природа», 1899−1900. Бронза,позолота, малахит. Музей Конца ХІХ века в Брюсселе
Зодиак
Альфонс Муха
1896, 65.7×48.2 см
Альфонс Муха
1896, 65.7×48.2 см
Зная об увлечении Мухи фотографией, историки изучили архивные фото многих европейских музеев и пришли к выводу, что музой скульптора могла быть Сара Бернар или знаменитая парижская танцовщица Клео де Мерод.
Фотография в творчестве А. Мухи — тема для отдельной истории, которой мы посвятили нашу«красочную» публикацию «Фотомодели Альфонса Мухи — на фото и в картинах. Пленительные образы и прообразы!».
Счастливый союз двух мастеров модерна
Муха работал только три года с Фуке — с 1899 по 1901, но за это время он серьезно повлиял на образы ювелирного искусства и на само восприятие своей работы ювелиром. В то время, как в этом искусстве еще со времен Людовика XVI главным считалось использование самых драгоценных камней, Фуке и Муха пересмотрели сами основы. Они верили в то, что красота ювелирного украшения зависит не от ценности драгоценного камня, а от художественного дизайна. Два новатора подбирали материалы не по своей стоимости, а из их способности включиться в общий дизайн.
Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи, 1899−1900-е
Кулон «Водопад». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Ок. 1900. Перегородчатая эмаль, жемчуг, опалы, бриллианты
Фуке воплотил ряд искусных украшений по рисункам Мухи. В своих произведениях ювелир обычно использовал золото,эмаль, слоновую кость, опалы, жемчуг и маленькие бриллианты.
-
Эскиз А.Мухи к ювелирным украшениям, ок. 1900
-
Эскиз А.Мухи к ювелирным украшениям, ок. 1900
-
Гребень "Бабочка", 1899, панцирь черепахи, инкрустацияопалами в золоте, аметисты, бриллианты, 15 х 9 см. Музей Пти Пале, Париж
-
Шпилька для волос в форме цветка лотоса, 1905-1906, кость, эмаль, золото, бриллианты, жемчуг. Музей Пти Пале, Париж
Украшение для корсажа «Крылатый дракон», 1902. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, бриллианты, жемчуг. Частное собрание, Нью-Йорк
-
Украшение для волос. Ювелир Жорж Фуке по эскизу А.Мухи. Бирюза, жемчуг, камни, 1890-1900-е
-
Брошь. Ювелир Ж.Фуке по эскизу А.Мухи. Эмаль, жемчуг
Ожерелье с фуксией. Разработано для ювелира Джоржа Фуке
Альфонс Муха
1905
Альфонс Муха
1905
Рубин. Из серии "Драгоценные камни"
|
Изумруд. Из серии "Драгоценные камни"
|
Аметист. Серия Драгоценные камни
|
Топаз. Серия Драгоценные камни
|
Муха комбинировал фантастические и природные мотивы, и не боялся преодолеть сложившиеся взгляды на ювелирные изделия для одежды. Он разрабатывал дизайн подвесок, кулонов и брошей, сложные украшения для корсажей. Многие работы включают его любимые мотивы — изображения очаровательных молодых девушек, а особенностью форм изделий были мистические круги и полумесяцы.
Брошь, ок. 1900. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, перламутр, изумруд, цветные камни. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, полудрагоценные камни
Подвеска. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, изумруды, перламутр, жемчуг. Художественный музей Вирджинии. Фото: www.jewelsdujour.com
А вот и история, стольже прелестная, сколь и тема нашего исследования: Альфонс Муха своей невесте сделал свадебный подарок — ожерелье. Он сам нарисовал эскиз будущего украшения, а выполнил его пражский ювелир Ян Рехнер в 1906 году. Золотое ожерелье украшено амулетами-подвесками из полудрагоценных камней, гроздьями подков и тремя голубками — знак любви и символ супружества.
Ювелирный бутик как произведение искусства
В 1899 году Фуке поручает Мухе разработать дизайн его нового салона на улице Руаяль 6, в 1901 году он открывается к полному восторгу публики. Художник блестяще справился с задачей и создал великолепный проект — чистейший ар-нуво с его характерной плавной, гибкой линией и изобилием природных мотивов.
Фасад магазина украшает бронзовая центральная панель с рельефом полуобнаженной девушки, окутанной развивающимися волосами и драпировкой и фриз из десяти витражей с изображениями модных красавиц. Девушки по-прежнему любимый объект художника!
Роскошный интерьер, как и подобает ювелирному бутику, заставляет покупателя потерять голову!
Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке в музее Карнавале в Париже
Муха дает волю своей фантазии и интерьер утопает в живой природе — потолок увитый струящимися линиями; колонны и фризы декорированы цветами,листьями и бутонами; панели украшает рисунки на морскую тематику — раковины, рыбы, нимфы. В зале салона дизайнер поместил чудный камин витиеватых форм, фонтан с обнаженной нимфой, изысканную мебель из красного дерева, витражи с цветочными мотивами в «японском стиле», «византийскую» мозаику, бронзовые скульптуры и оригинальные витрины для ювелирных изделий салона.
«Я постоянно изучаю природу. Нет ни одного растения, цветка,который бы не был полон предложений и воплощений». Альфонс Муха
-
А.Муха. Эскиз камина для интерьера салона Ж.Фуке, 1899, акварель, карандаш
-
Фото интерьера ювелирного салона Ж.Фуке, 1899
Эскиз интерьера ювелирного салона Жоржа Фуке
Альфонс Муха
1900-е
Альфонс Муха
1900-е
|
Интерьер бутика Жоржа Фуке. Эскиз дизайна камина с зеркалом и статуэтками и деталями декора для стен |
Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке. Эскиз витрины с зеркалом и статуэткой |
В 1923 году стиль модерн вышел из моды и Фуке решил обновить облик своего магазина. Он бережно демонтировал все элементы интерьера, а в 1941 году преподнес в дар парижскому музею Карнавале. Роскошный интерьер ювелирного дома Фуке воссоздали в одном из залов музея в 1989 году вплоть до мозаичного пола, разработанного по эскизам Мухи.
|
|
|
|
Альфонс Муха покорял все виды искусства, включая архитектурный дизайн, фотографию, живопись, графику, фрески,ювелирное мастерство, приближаясь к званию универсального мастера. Но чем бы ни занимался этот удивительный художник, единственной его целью был поиск красоты.
Автор: Ирина Олих