Назад в 70-е: Васильев примерил одежду, пошитую 40 лет назад

Историк моды Александр Васильев рассказывает нам о том, как мы одеваемся. Время от времени спрашивает: «Вам интересно?». В ответ, как правило, слышит: «Не то слово!». Слово действительно не то. Нам очень, очень интересно.

Вещи из коллекции Александра Васильева гостят в Риге уже в шестой раз. До 27 июля в Музее декоративно-прикладного искусства и дизайна можно посмотреть выставку «Бунт в будуаре», посвященную моде 1970-х.

Те годы действительно были бунтарскими — стили сменяли друг друга с небывалой скоростью и, по сути, конфликтовали между собой. Демократичные серийные линии победили Haute couture, дешевизна — дороговизну. Люди стали придумывать и мастерить наряды сами. Безденежные хиппи вынули из сундуков родительскую обувь на деревянной платформе — производителям только и оставалось, что превратить ее в новую, на пробке, а дизайнерам — украсить ситцем. И мода побежала вперед.

Хиппи бунтовали против войны во Вьетнаме и противопоставляли одежде тех, кто их туда посылал, свою — рукотворную, свободно скроенную. Отсюда и до фолка недалеко, до красных юбок в балканском стиле, до индийских платьев из марлевки, до африканских тканей и растаманских светофорных сочетаний, до бижутерии из натуральных, практически ничего не стоящих материалов — дерева, ракушек, серых камешков.

Эмилио Пуччи ди Барсенто шил квазицыганскую одежду для богачей, которым тоже хотелось похипповать, да деньги не позволяли. Ив Сен-Лоран, долгое время проживший в Марокко и знавший толк в народном костюме, ввел в моду «звериные» принты — под леопарда, зебру, жирафа, тигра. В ход пошли оттенки коричневого, а там уже и цвет хаки завиднелся, и новое направление — милитари...

Бунт продолжался. Успех кинолент из жизни 1930-х годов повлек за собой увлечение эпохой ар-деко — а что такое

ретростиль, как не отрицание всего, что ново?.. Впрочем, и это скоро прошло. Геометрическим рисунком тканей и ярким макияжем дал о себе знать поп-арт. Эра диско и глэм-рока — громкая, смелая, порочная — отметилась маленькими стразиками. Удивительно: общество, всего несколько лет назад отвергшее бриллианты, по-детски обрадовалось нарядам, присыпанным блестяшками... Блейзеры подделывались под старинные клубные пиджаки. Бабочки под самое горлышко были «здоровенными, как будто вы мартовский кот. Как будто вас завернули в эту одежду и хотят подарить девочке». Искусственные материалы и всяческие имитации не презирались, а приветствовались. Маскарадная по сути одежда засверкала люрексом даже на буржуа. В сапогах на двадцатисантиметровой платформе затанцевали даже мужчины.

Так созрела почва для очередного протеста — против показного шика. Молодым людям из пролетарских семей вся эта легкомысленная мишура была не по душе и не по карману. Они украсились на собственный вкус. Вместо изящных цепочек навесили на себя те, что были сорваны со сливного бачка. Надели старые мотоциклетные куртки, к ним — собачьи ошейники, отнеслись к булавкам, как весь остальной мир — к брошам, приладили к суровым лицам цветные ирокезы...

Именно в 1970-х люди перестали дорожить вещами: мало заплатили — быстро выбросили. Найти сейчас аутентичные, домашней работы одеяния хиппи и панков оказалось задачей решаемой, но нелегкой (самоделки почти полностью исчезли вместе с породившей их модой). «Эта выставка нам очень дорога. Во всех смыслах — и в сентиментальном, и в финансовом, и в моральном», — признался Александр Васильев. Коллекция рождалась трудно — и потому жить будет долго и легко.

Маргарита Шкутан
http://lifenews.vesti.lv/