Как выбирают профессию в России и за рубежом

Автор: Evgeniya. Отправленный Это интересно

Чем отличаются методики профориентации школьников в разных странах и какие методы самые эффективные?

Задача профориентации состоит не только в том, чтобы помочь подросткам найти жизненный путь, но и в формировании системы занятости в будущем, ведь сегодняшние школьники — это специалисты, которые будут лечить, учить и строить завтра.

Поэтому в большинстве стран с развитой экономикой профориентации уделяется большое внимание. Программы, направленные на то, чтобы подросток нашёл свое призвание, разрабатываются специалистами и включает в себя теоретическую и практическую части. Эта система постоянно совершенствуется, чтобы соответствовать потребностям общества и готовить успешных специалистов.

Мы обратились к работам Г.В. Щёкина о подготовке кадров за рубежом, к статье А. Л. Файзрахмановой «Использование зарубежного опыта в профориентационной деятельности» и к психологической энциклопедии, чтобы посмотреть, как в разных странах обстоят дела с помощью школьникам в выборе профессии.

Источник: Pinterest

Профориентация во Франции

Первые центры профориентации возникли именно во Франции в начале ХХ века. Здесь учителя начинают наблюдать за способностями ребенка начиная с младшей школы. К середине школьного курса специалисты знакомят учеников с актуальными профессиями на рынке труда. Все данные вносят в индивидуальное досье, которое заводится в день поступления.

В школах работают профильные психологи, которые проводят исследования, направленные на то, чтобы понять, насколько успешно ученик справляется с разными предметами.

Психологи составляют рекомендации по развитию способностей и интересов ребенка, чтобы помочь ему реализоваться в выбранной профессии. Во Франции под эгидой правительства действуют специальные Центры информации и ориентации, в которые можно обратиться, если нужно разобраться с самоопределением. 

Профориентация в Германии

Профориентационные работы в Германии проводят с применением практических методик тестирования, опросов и консультаций. Все данные, полученные во время исследований, заносятся в индивидуальную рабочую тетрадь, где, помимо результатов тестов, имеются сведения о семье, интересах и профессиональных склонностях ученика. На основе данных, которые попадают в тетрадь, специалисты проводят консультации со школьниками. В некоторых случаях они могут прибегать к помощи школьных психологов или медиков.

После окончания школы выпускники продолжают специализированное обучение уже на потенциальном рабочем месте.

Работодатель предлагает два варианта учебы: общее направление дает возможность дальнейшего поступления в вуз, а специализированный путь позволит освоить практические навыки в мастерских или на производстве.

Источник: Pinterest

Профориентация в Канаде

За профессиональную ориентацию подростков в Канаде отвечают так называемые «центры выбора», которые есть при каждом государственном университете. Помимо тестов и исследований здесь проводят курсы самоопределения, цель которых — помощь студенту в выборе будущей деятельности.

Согласно канадским специалистам по профориентации, алгоритм профессионального самоопределения человека состоит из нескольких ключевых этапов:

  • самостоятельное решение, которое сопровождается тревогой и неуверенностью в правильности выбора,
  • анализ собственных способностей и качеств, которые необходимо развивать для успешной самореализации,

  • оценка актуальности выбранной профессии на рынке труда,

  • поиск альтернативных вариантов,

  • проба себя в профессии: производственная практика, стажировки, подработка,

  • принятие окончательного решения.

 

Источник: Wikiart.org

Профориентация в Японии

В Японии с профориентацией разбираются ещё в средней школе, если не раньше — это одно из ключевых направлений общего учебного процесса.

Здесь существует уникальная методика, разработанная профессором Фукуямой. Метод основан на «трех китах» осознанного выбора деятельности: самоанализ, оценка специальностей, профессиональные пробы. Его суть заключается в том, что, начиная с седьмого класса, каждый учащийся ежегодно пробует свои способности в  шестнадцати различных профессиях. После этого, совместно с психологами и преподавателями проводится подробный самоанализ способностей по 62-м пунктам. На основе полученного индекса самооценки разрабатывается индивидуальный план обучения.

А что у нас?

Комплексная профориентация подростков весьма востребована и в системе российского образования. В Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле работают научные центры по разработке и внедрению современных профориентационных мероприятий.  Однако, чтобы идти в ногу со временем и полностью соответствовать современным потребностям рынка труда, некоторые принципы отечественной системы профориентации следует пересмотреть, ориентируясь на передовые наработки других стран.

Сегодня система самоопределения школьников ориентирована на одну-две основные профессии, в то время как другие экономически развитые страны делают акцент на нескольких специальностях. Даже когда человек определился с выбором, не следует зацикливаться на одном виде профессиональной деятельности. Тесное сотрудничество работодателей с центрами профориентации позволит получать актуальную информацию обо всех специальностях.

Профориентация должна носить всеобъемлющий характер, а первые исследования в данной сфере следует проводить уже в младших классах.

Не стоит ограничиваться лишь стандартными тестами и беседой с психологом. В России проекты внедрения современных методик только набирают силу. Например, тренинг «Система Выбор» направлен на то, чтобы с помощью современных комплексных методик анализа получить ясное представление о возможностях и интересах подростка.

Внедрение такого подхода позволит российской системе образования повысить эффективность программы профориентации, а заимствование лучших зарубежных методик поможет школьникам разобраться, какие существуют специальности и что востребовано на рынке труда.