Редкий дипломат на территории культуры

Автор: Evgeniya. Отправленный Наш гость

Наш человек в Ватикане сегодня отмечает юбилей

Дипломаты, как известно, люди закрытые, мундиры на все пуговицы застегнуты. Профессия обязывает держаться в тени, с дистанцией от публичности. Но в дипломатическом корпусе есть человек, которому несколько лет пришлось быть публичным — министром культуры России. Александр Авдеев, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Ватикане сегодня отмечает юбилей.

Про таких, как он, говорят: «Настоящий интеллигент. Белая кость». Именно таким в 2008 году его узнала страна, когда дипломата с серьезным послужным списком (работал в дипмиссиях и посольствах в Алжире, Франции, Бельгии, Люксембурге, княжестве Монако, Болгарии, занимал серьезные посты в МИДе) назначили министром культуры страны. Помню, многих удивило такое назначение, но дипломат не только преподнес урок хороших манер (умения держаться, вести диалог и т.д.), но и за четыре года сделал столько, что не каждый профессионал от культуры смог сделать.

Теперь с именем дипломата Александра Авдеева связывают несколько очень серьезных шагов. Он выступал за увеличение финансирования культуры, и за годы его работы в министерстве объем господдержки культуры вырос на 25% — до 94 миллиардов рублей. Он наладил культурный обмен между Россией и зарубежными странами, в результате чего с успехом состоялись Годы России—Франции (2010), России— Испании и России—Италии (2011), России—Германии (2012–2013).

Когда вспыхнул скандал вокруг строительства башни «Охта-Центр» в Санкт-Петербурге, Александр Алексеевич сразу занял принципиальную позицию: «Наше мнение отрицательное; мы будем принимать решительные меры, чтобы не допустить возведения небоскреба» — и направил в прокуратуру Санкт-Петербурга заключение Росохранкультуры. Такое не забывается. И между прочим, именно ему студенты творческих вузов обязаны тем, что для них сохранили госстипендии, механизм начисления которых предлагалось пересмотреть. Занимался проблемами «Ленфильма», а незадолго до ухода с поста Авдеев подписал важный приказ «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательного места «Бородинское поле и памятники на нем». Он продлил контракт с литовским режиссером Римасом Туминасом, вокруг которого тогда вспыхнул скандал, в результате чего Вахтанговский теперь числится лидером отрасли. При Авдееве закончилась реконструкция Большого театра, началось обновление Пушкинского музея в Москве и восстановление Морского собора в Кронштадте, проведена реконструкция Летнего сада в Петербурге.

На мой вопрос «чем для вас было время работы в Министерстве культуры?» Александр Алексеевич ответил: «Это было самое счастливое и самое сложное для меня время».

В общем, дипломат оказался совсем не случайным, а весьма эффективным и редким специалистом не на своей территории. Кстати сказать, у него единственного редкая коллекция — 100 гравюр «Освобождение русскими войсками Балкан от турецкого ига».

Марина Райкина
По материалам: mk.ru