Елена Ронина, писатель, литературный обозреватель.

Автор: Evgeniya. Отправленный Наши эксперты

Все мне желали: Хорошей вам Пиковой! 
 
А я думала, ну как же она может быть хорошей?! Хорошей была та, постановки 1964 года, причем возобновление постановки 1944 года Борисом Покровским. Понятно, что музыка осталась прежней, и она в опере фантастическая, но в той опере были костюмы, декорации. Я не слышала в любом другом зале мира, чтобы хлопали декорациям. В Большом - хлопали! Особенно в шестой картине: Набережная Зимней канавки. Мост, идет легкий снег, на мосту Лиза в исполнении Нины Лебедевой. И сразу аплодисменты! Гром аплодисментов! 
Да, я понимала, все будет другим, и как жаль того, что было..
Я отчетливо помню все спектакли, которые слушала, смотрела в Большом, даже места, где сидела, помню. Вот в других театрах не помню, а в Большом помню. Потому что это всегда были яркие и неизгладимые впечатления, всегда это было что-то из области тех воспоминаний, которые на века. Правда, все это осталось там, в другой жизни, и теперь уже в другом столетии.
 
И вот день сегодняшний. Театр обновленный, и спектакль тоже.
Какое счастье! Я могу сказать, Это - прекрасный спектакль. Да, если уж делать оперу современной, то нужно поручать это делать великим режиссерам. Как мне кажется, Римас Туминас из таких. Да, все другое, нет помпезности, нет пышности и яркости, все очень камерно и лаконично. И между тем, как же все красиво и эстетично, как стильно и изысканно в этой самой простоте. Мне казалось, что это невозможно. Однако ж. Почти нет декораций, уникальная игра света, которая превращает героев то в главных персонажей, то в тени, то в кукол-марионеток. Огромный хор на сцене постоянно находится в движении, хор - герой, он часть декораций. Один из главных действующий персонажей - оркестр. Это удивительное ощущение, когда все живое, все постоянно взаимодействует. Спектакль как единый организм. 
 
Такое впечатление, что режиссер специально не отвлекал нас на яркие атрибуты. Действие! Трагедия! Мы должны следить за драмой персонажей. Так и происходило. Давно опера не была просто драматическим спектаклем в прямом смысле этого слова. А здесь именно так. Отдельно хочется сказать о графине. Света Шилова! Svetlana Shilova! Огромное спасибо. Я помню Образцову. Это была страшная старуха: одновременно немощная и всесильная. Здесь совсем другое. Светлана сыграла мистику, с первого же появления повеяло потусторонним, чем-то нечеловеческим. Жутко, страшно. И это надо было не только спеть, но и сыграть.
Да, это новый спектакль, это современная постановка, и опера прозвучала здесь так же мощно и органично!
Как потом спросила моя мама: "А где же можно посмотреть тот, старый вариант? Его ведь еще повторят?"
Думаю, что уже не повторят. Счастливы мы, кто видел, и это уже история. 
Но эта постановка тоже войдет в историю. Спешите видеть. Неизвестно же, какая постановка будет следующей.
Ваша Елена Ронина