Анастасия Андреева: как организовать крупнейший фестиваль современного искусства в России?

Автор: Evgeniya. Отправленный Новый формат

ARTLIFE FEST 2019. Сергей Собянин и Анастасия Андреева.

За Международным фестивалем современного искусства ARTLIFE FEST 2020 стоит целая команда во главе с куратором и автором проекта Анастасией Андреевой. О том, как ей удаётся вот уже третий год создавать такое крупное и знаковое мероприятие — в этом интервью!

Какие стереотипы о профессии куратора существуют и чем он занимается на самом деле?
 
По западным фильмам и книгам у многих людей сложилось мнение, что куратор — это человек, который ведёт праздную жизнь: много путешествует, встречается с художниками, ходит на вернисажи, заводит интересные знакомства. Но всё это — лишь крошечная вершина айсберга.
 
В Sotheby’s, где я проходила обучение, один из педагогов сказал нам: «Если вы куратор, будьте готовы отвечать за всё!». Моя задача как куратора фестиваля современного искусства — полностью организовать художественный процесс в рамках мероприятия, которое я сама же и придумала. Общая концепция, стратегия развития, поиск площадки и финансирования, подбор команды и координация, взаимодействие с художниками, создание условий для проведения выставки, мастер-классов и других событий в рамках фестиваля, реклама и маркетинг — всё это ложится на плечи куратора.
 
Как куратор я подписываю документы, продумываю логистику доставки в Москву картин со всего мира, взаимодействую с руководством выставочного пространства. Всё это я контролирую лично, ведь любая незначительная мелочь внутри проекта может отразиться на мероприятии.
 
Я могу сравнить куратора с продюсером, который работает в тандеме с художником и является соавтором на его творческом пути. Познакомить мир с талантливыми художниками, донести ценность искусства до публики — это благородная миссия, которую я как куратор ставлю перед собой.
 
 

Кстати про миссию: почему вы решили стать куратором?

Я выбрала эту профессию из-за любви к творчеству, искусству и развитию, и она позволяет мне быть в авангарде современной арт-индустрии. Хотя я сама имею художественное образование, свою личную творческую деятельность решила положить на алтарь кураторства, чтобы дать другим художникам возможность раскрыться и стать известными. Кроме того, мне нравится то, что куратор мыслит и действует более масштабно, чем художник. Он является лидером, пропагандистом творчества. И не нужно думать, что кураторы всегда в тени. Среди них есть и настоящие звёзды, которые известны своими проектами ничуть не меньше, чем художники — своими картинами. Феномен кураторов-звёзд возник в 80-90-е годы ХХ века. Среди знаменитых кураторов в России — Ольга Свиблова, Марина Лошак, Виктор Мизиано.

Какие навыки и качества помогли вам воплотить в жизнь столь масштабную идею международного фестиваля современного искусства?

По моему личному опыту важны практика и насмотренность. Безусловно, не помешает и знание истории искусств и авторского права. Важно изучать опыт других кураторов, практиковаться в музеях и галереях, начинать с должности ассистента или младшего куратора. Хотя мой путь был иным. Я придумала концепцию фестиваля и решила впервые воплотить её в жизнь в 2018 году. Тогда никто не знал, получится у нас или нет. И все ошибки, инвестиции, опыт были моими личными. В итоге всё получилось, но в процессе мы набили огромное количество шишек. Зато все инсайты получены мной не из книжек, а на практике организации своего фестиваля искусств.

Куратор должен быть гибким и деликатным по отношению к художникам, и при этом чётко следовать намеченному вектору и концепции мероприятия. Ему нужно быть психологом, потому что творческие люди очень ранимы, и во взаимодействии с ними важно быть максимально тактичным. И ещё куратор должен быть готов отдавать своему делу всего себя — силы, время, внутренние ресурсы. Только так можно создать по-настоящему великий проект.

 
 

Где в России обучают профессии куратора?

Первая программа подготовки кураторов появилась в РГГУ в 1995 году. Есть также годовая программа обучения кураторскому делу в Школе современного искусства при МоМА. Но это молодая и далекая от академизма профессия, особенно в России. Лучшие школы кураторского дела находятся за рубежом.

Как к вам пришла идея создания фестиваля ARTLIFE FEST? В чём состоит его концепция?

Она пришла внезапно и была продиктована огромным желанием нести прекрасное в мир. Изначально мой проект — образовательный. Я подбираю людей, которые не только удивительные художники, но и хорошие учителя.

У нашего фестиваля есть миссия — показать, насколько искусство может быть близко человеку. Мы проделываем титаническую работу, собираем с разных концов света уникальных мастеров, работами которых можно любоваться и мастерству которых можно научиться. Мне важно дать возможность учиться прекрасному каждому человеку, где бы он ни находился и какими бы ресурсами не обладал. А ещё мне хочется стереть налёт снобизма с современного искусства и дать людям возможность впустить его в свою жизнь.

Именно поэтому на ARTLIFE FEST всегда царит дружеская атмосфера, благодаря чему и гости, и художники чувствуют себя комфортно.

 
 

С какими сложностями вы столкнулись во время организации фестиваля?

Самым сложным было наработать репутацию. Когда мы проводили выставку впервые в 2018 году, меня как куратора никто не знал, и далеко не все художники соглашались с нами работать, потому что в успех фестиваля приходилось верить на слово. Тем не менее мы успешно организовали и провели тот первый ARTLIFE FEST, пусть и в более скромном масштабе, чем делаем это сейчас.

В мире искусства все друг друга знают и все друг с другом общаются. Поэтому теперь, когда на нашем счету уже два успешно реализованных проекта, договариваться с художниками и спикерами стало гораздо проще, и мы можем позволить себе приглашать на фестиваль в Москву легендарных мастеров современного искусства — фэшн-иллюстратора Дэвида Даунтона, художника Марка Теннанта, ведущего гиперреалиста современности Кима Ёнг-Сонга и многих других.

Как вам удаётся находить баланс, представляя и интересы мероприятия, и интересы художников?

Дело в том, что от успеха художника всегда зависит успех проведения всего проекта. Куратор может выступать одновременно и на стороне художника, представляя его интересы перед заказчиками, и на стороне галереи или музея, если он — закреплённый куратор.

Мне как куратору собственного фестиваля важно, чтобы проект понравился не только зрителю, но и художникам за счёт того, как мы транслируем их самих и их работы. Это вопрос взаимного уважения и репутации и баланс здесь действительно играет ключевую роль.

На нашем фестивале, к примеру, я несу ответственность перед художниками за получение, прохождение таможни, хранение и качественное размещение в выставочном пространстве их картин. Я координирую работу большой команды, отвечаю за маркетинговое сопровождение фестиваля и пиар-поддержку. И всё это делается и в интересах художников, и в интересах проекта, т.к. они у нас общие.

Для нас очень важно, насколько успешно будет реализовано мероприятие. В 2019 году фестиваль ARTLIFE FEST прошел под патронатом Правительства Москвы. И войти в число проектов, которые поддерживает государство, для нас очень ответственно и почётно.

 
ARTLIFE FEST 2019. Тан Суз Чанг, Анастасия Андреева, Лю Йи.

Где художнику можно познакомиться с куратором?

Сейчас со всеми можно познакомиться на просторах Интернета, и куратор — не исключение. Я получаю множество сообщений в социальных сетях с просьбами об участии в наших мероприятиях. Также можно написать и в конкретную галерею. Всё как и в других профессиях: если ты — начинающий писатель и написал книгу, ты рассылаешь её в издательства. Если ты — начинающий художник и хочешь принять участие в выставке, то пишешь кураторам или музеям. А лично познакомиться с куратором можно на выставках и фестивалях. К примеру, на ARTLIFE FEST, который пройдёт в ЦВЗ «Манеж» с 19 по 27 сентября 2020 года, куда я всех с радостью приглашаю!

 

 

 

 

По материалам: https://zen.yandex.ru/media/id/5e736cfef51e694667a04899/anastasiia-andreeva-kak-organizovat-krupneishii-festival-sovremennogo-iskusstva-v-rossii-5ebcf83b65d07f271f58390d