Чеховский Фест

Автор: Evgeniya. Отправленный События

Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова родился в 1992 году.
Идея этого форума возникла еще раньше, на Учредительном съезде СТД СССР (1986). Рухнул железный занавес. Отечественный театр должен был стать частью мирового театрального процесса, найти в нем свое место, освоить его опыт и вступить с ним в интенсивный художественный диалог. В 1991 году распался Советский Союз. Но на последнем съезде СТД СССР было решено преобразовать его в Международную конфедерацию театральных союзов (МКТС) и тем самым попытаться сохранить единое театральное пространство. Конфедерация стала учредителем, а Валерий Шадрин – организатором и руководителем первого международного театрального фестиваля, о котором много лет мечтали профессионалы и зрители нашей страны.
 
Преодолевая колоссальные трудности и инертность мышления, Валерий Шадрин вместе с Кириллом Лавровым и Олегом Ефремовым убеждал и доказывал исключительную важность фестиваля для страны, в которой рухнула вся система гастрольной деятельности, а фестивали стали единственной формой театральных обменов.
 
Москва увидела спектакли тех, кого давно знала и любила – Джорджо Стрелера, Питера Брука, Петера Штайна, Патриса Шеро, Отомара Крейчи. Мы познакомились с крупнейшими именами европейского и мирового театра – Ариан Мнушкин, Роберт Уилсон, Кристиан Люпа, Кристоф Марталер, Ромео Кастеллуччи, Хайнер Гёббельс и многими другими. «Орестеей» Петера Штайна (1994) открылась целая серия совместных проектов Чеховского фестиваля с такими знаковыми фигурами как Франк Касторф, Йозеф Надж, Лин Хвай Мин, Даниэль Финци Паска, Дзё Канамори, Важди Муавад, Матс Эк, Начо Дуато.
 
Ли Бруер, Деклан Доннеллан, Робер Лепаж, Петер Штайн не раз возвращались в Россию, чтобы поставить в Москве и в других городах страны свои новые работы.
 
В 2007 году Д. Доннеллан возглавил Фонд поддержки Чеховского фестиваля, созданный для популяризации мирового театра в российских регионах. Чеховский во многом стал образцом, а затем и партнером для новых российских театральных фестивалей и форумов.
 
Фестиваль стал главным популяризатором и пропагандистом российского театра на самых авторитетных театральных площадках мира. Так, в 1997 году была организована программа российского театра на Авиньонском фестивале. Европейская публика впервые в таком объеме познакомилась со спектаклями Анатолия Васильева, Резо Габриадзе, Камы Гинкаса, Петра Фоменко и др. Огромный резонанс вызвала русская программа Европалии (Брюссель, 2005), русские сезоны в Бразилии, Японии, Колумбии и других странах.
 
Сегодня интересы Чеховского простираются далеко за пределы европейского континента. Латинская Америка, Япония, Южная Корея, Китай стали неотъемлемой частью фестивальных программ.
 
Фестиваль сформировал не одно поколение театральных деятелей и зрителей. Признанием особых заслуг России и ее международного фестиваля стало проведение в Москве в 2001 году III Всемирной Театральной Олимпиады. Экспериментальная программа, образовательный Форум, специальные программы Центра имени Мейерхольда под руководством Валерия Фокина, театра «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева, и, наконец, огромная Уличная программа под руководством Славы Полунина открыли фестивальной публике новые грани мирового театра.
 
Сохранение единого театрального пространства было и остается миссией Чеховского фестиваля на протяжении всей его истории. За этим понятием – повседневная работа на самых разных уровнях: от молодежных форумов и образовательных программ до профессиональной переподготовки и проведения конференций, семинаров и лабораторий.
 
За эти годы Чеховский фестиваль показал более 500 спектаклей из 51 страны мира. Фестиваль был и остается «театром для людей». Эти слова выдающегося итальянского режиссера Джорджо Стрелера, ставшие лозунгом Театральной Олимпиады, остаются актуальными и сегодня. 
 
 
 
 
 
 
По материалам: https://chekhovfest.ru/festival/about/