Зубин Мета

Зубин Мета – это легенда. Его имя настолько высоко парит над мировым культурным горизонтом, что даже престарелые мстительницы движения ‘Me too’ молчат об этом выдающемся дирижере. Более чем вероятно, что им и сказать-то нечего, так как Мета безупречен со всех сторон – и с человеческой, и с музыкантской.

Зубин Мета родился в Мумбае (в те времена еще Бомбее) в 1936 г. в семье … дирижера и одного из основателей Бомбейского симфонического оркестра. Этнически его семья происходила из весьма малочисленной, но влиятельной этнической группы «парси», то есть, персов, выходцев из Ирана, не ассимилировавшихся и сохранивших национальную идентичность и традиционную религию, зороастризм. Характерный для зороастризма дуализм борьба добра и зла) и свобода нравственного выбора несомненно создали благоприятную почву, на которой впоследствии расцвел гений дирижера – мыслителя. Юный Мета учился в школе, где, по его словам, все преподаватели были поклонниками искусства его отца и постоянно просили контрамарки на его концерты. Не это ли воспитание в окружение доброжелательности и любви к талантливому и добронравному красавцу привело потом к словам, сказанным Метой в одном из поздних интервью на вопрос, откуда он, в своем почтенном возрасте

Волны этой любви сопровождают Мету всю его жизнь. Даже на посту художественного руководителя Нью-Йоркского филармонического оркестра Мета продержался целых тринадцать лет: рекордный срок для этого не менее легендарного коллектива, знаменитого как фантастическим уровнем игры, так и почти враждебным отношением к дирижерам (Тот же Зубин Мета в 1967г в ответ на слухи о возможном унаследовании от Леонарда Бернстайна этого поста заметил, что «многие из нас думают, почему бы не избавиться от наших злейших врагов раз и навсегда, послав их в Нью-Йорксую филармонию»

Ведущие американские музыкальные критики также не баловали Мету своей благосклонностью. Даже в Лос -Анджелесе, где он стал самым молодым главным дирижером в Америке, в 26 лет оказавшись на посту художественного руководителя Лос-Анджелесского симфонического оркестра, окруженный с первых же шагов любовью оркестрантов,враждебное отношение к нему одного из ведущих музыкальных критиков, Мартина Бернхаймера (лауреата Пулитцеровской премии, одногодка Меты и также отца четырех детей) стало притчей во языцех. Европейская же критика рассыпалась в восторгах.

Особые отношения связывали Мету с Израильской филармонией. Они начались в 1961 году, когда к нему пришел телеграфный запрос от PALPHILORC (оркестра Палестинской филармонии, как тогда назывался Израильский филармонический и как по необъяснимым причинам он называется до сих пор в официальной переписке после того как главный дирижер оркестра серьезно заболел. Судьба удивительным образом расчищала дорогу перед этим молодым гением – на посты руководителя Монреальского и Лос-Анджелесского оркестров Мета попал сходным образом: в острый момент нужды в руководителе по причине болезни действующего главного.

Приехав в Израиль, он обнаружил то, что назвал в интервью «организованным хаосом»: «Все говорят одновременно, все дают советы, у каждого есть твердое собственное мнение. Когда вы открываете окно в Бомбее, вы одновременно видите 5000 человек». По его словам, он почувствовал что «попал домой». Настолько, что когда разразилась Шестидневная война, он прервал гастроли в Париже и Будапеште и прилетел в Израиль на военном самолете, груженом оружием, чтобы быть «со своими музыкантами» в это трудное время. В 1967 он стал «советником» оркестра (music adviser), через 10 лет – главным дирижером, а с 1981 года этот пост был закреплен за ним пожизненно.

Именно поэтому ему сошло с рук исполнение строго запрещенного в Израиле за свой воинствующий антисемитизм Р. Вагнера, который, тем не менее, является величайшим музыкальным гением, и которого Мета – музыкант не мог вычеркнуть из своей жизни и жизни своих любимых слушателей – случай, широко отраженный в мировых СМИ 

Именно поэтому многие оркестранты плакали, когда прославленный маэстро покидал подиум после почти 60 лет сотрудничества. Более трех тысяч концертов на пяти континентах провел Мета с израильским оркестром и его решение покинуть подиум, по словам дирижера, привело их в шок. Ни один дирижер в истории человечества не занимал свой пост столько лет, ни даже Г. Караян и ни В. Фуртвенглер.

Зубин Мета – обладатель множественных наград, среди которых кольцо Артура Никиша, основателя современной школы дирижирования, полученное им из рук сына Карла Бёма, великого австрийского дирижера согласно завещанию отца, медаль Ганса фон Бюлова от Берлинской филармонии. Мета всю жизнь сохранял не только живую связь с родиной, ведя в Индии благотворительную деятельность, но и официальное индийское гражданство, поэтому он – единственный не-израильтянин, получивший престижнейшую Премию Израиля.

Фамилия Mehta означает в вольном переводе «меч-кладенец» – но именно его доброта, щедрость и широта души, возможно, стала причиной проблем с Нью-Йоркским оркестром, по словам его коллег, Зубин Мета, при всё своей ярко мужественной внешности – не диктатор. Не будучи чуждым театральному жесту, обладая незаурядным талантом, яркой харизмой и доступом к главному источнику энергии – мировой любви, Мета останется навсегда вписанным в мировую историю культуры еще при своей славной, наполненной до краев музыкой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Леонид Грауман