КРЫМСКИЙ АПГРЕЙД. СЕРГЕЙ АКСЕНОВ
Сергей Аксенов, который руководил Крымом с момента воссоединения полуострова с Россией, осенью этого года был переизбран главой республики. По его словам, первая пятилетка в составе России стала для республики чем-то вроде средней школы, которую пришлось оканчивать экстерном: в Крыму учились учились….
Серьезные изменения будут и во властных структурах Крыма: впервые здесь объявлены открытые конкурсы, в ходе которых будут избраны республиканские министры, а также главы всех городов и районов. Продолжается строительство социальных объектов и дорог, хотя и не без проблем, поскольку на полуостров неохотно идут крупные подрядчики. Развивается международное сотрудничество: так, в Сирию из крымских портов начались поставки российского зерна.
О том, почему Украине следует навсегда забыть о возвращении Крыма, где и когда заработает на полуострове игорная зона, готовы ли в Крыму к возобновлению железнодорожного сообщения с Украиной, как встречают украинских туристов на полуострове, рассказал ТАСС в своем первом интервью после переизбрания глава Республики Крым Сергей Аксенов.
Не могу остановиться на половине пути
— Сергей Валерьевич, поздравляем вас с переизбранием. Как удалось вам решение пойти на второй срок? Ранее вы говорили, что были мечты отдохнуть?
— Пока они остаются мечтами. Нужно закончить то, что было начато.
Я не могу остановиться на половине пути, подвести крымчан и президента
Если бы я чувствовал, что эту задачу кто-то сможет выполнить лучше и быстрее, сам бы пошел к президенту просить об отставке. Но сегодня, если говорить объективно, я в деталях знаю положение дел на местах, квалификацию кадров.
— Нервировали ли вас слухи вокруг вас перед переизбранием — в Telegram-каналах, например?
— На такое не отвлекаюсь. Читаю, разумеется, но не принимаю для себя какие-то домыслы и размышления как сигнал к действию. При этом если пишет даже провокатор известный, но пишет правду о проблеме, от которой страдают люди, то я на это реагирую. Уверен, что за эти пять лет все было сделано правильно и быстро, ошибки касались в первую очередь кадровой политики. Где было взять кадры в 2014 году? Никто в мире не знал, что делать и как идти по такому пути. Команда формировалась в основном из украинских чиновников, которые пришли работать в российскую власть. Других чиновников здесь не было, 25 лет кадры "высушивались" (украинскими властями — прим. ТАСС) — никто не хотел сильных кадров, поэтому не было опытной команды.
Да, были чиновники, которых при Украине считали успешными. Но при этом никогда не было такого количества задач. Украинское государство денег на развитие Крыма не выделяло, надежд на позитивные изменения у людей не было, поэтому и у чиновников никогда не было необходимости в реализации такого количества мероприятий. Зато все знали, что можно решить вопросы за деньги, начиная с медицины и заканчивая ЖКХ.
После воссоединения с Россией ситуация в корне изменилась: деньги появились, но и работать пришлось по-новому, в условиях новых процедур, новых стратегий и тактик. Поэтому на начальных этапах было много срывов по объективным и субъективным причинам.
В течение пяти лет нам удалось понять, кто на каком месте, кто сильный, кто слабый
Костяк команды сформировался. Остальное будет формироваться в результате конкурсных процедур.
— Какие сейчас основные задачи будут стоять перед командой?
— Необходима целостная модель управления, когда вне зависимости от того, кто руководит Крымом, все работает как часы.
Мы сейчас как раз разрабатываем эту модель. Буду ее представлять 23 октября на сессии Государственного Совета нашей республики.
Пять лет у нас был просто супервысокий темп по всем направлениям. И, честно, даже не было времени остановиться и задуматься. Все решения принимались молниеносно. Если вы посчитаете, как программы внедрялись в регионах России, к примеру, налоговая реформа, увидите, что для этого нужно было от пяти до десяти лет. Мы все сделали за девять месяцев, у нас все шло рекордными темпами. Был разработан план интеграции Крыма в Россию на переходный период, но при этом формировать долговременные стратегии не было возможности, поскольку отсутствовали все первичные базы: генпланы городов, правила землепользования, застройки и так далее. К примеру, генпланы утверждались только в конце 2018 — начале 2019 годов. Была масса пробелов и непонимания — кто владельцы участков? Сейчас разрабатываем модель управления и пятилетнюю стратегию развития Крыма. Я понимаю, что сегодня есть шанс перезагрузить команду.
Можно сказать, что Крым за пять лет окончил школу экстерном. Следующие пять лет — это университет.
Устав караульной службы
— Что изменится в кадровом плане перед второй пятилеткой?
— Подходы должны измениться. За пять лет создана законодательная база, сформированы органы власти. Новые лица придут в исполнительную власть.
За опытом едем в передовые российские регионы
Собираем все лучшее, что есть в нашей большой стране. Спасибо коллегам-губернаторам, которые оказывают нам содействие, предоставляют возможность ознакомиться с лучшими практиками во всех сферах — от дорожного строительства до благоустройства.
Изменится система контроля, система взаимодействия исполнительных и законодательных органов власти, сбора и подачи информации, система работы с обращениями граждан. Все перестраиваем.
Мы активно работаем во всех социальных сетях и реагируем на поступающие по этим каналам жалобы и предложения крымчан. Будем регламентировать все жесткими методическими прямыми указаниями. Будет четкий и поэтапный план действий, изложенный на бумаге и облеченный в форму документа — по сути, это будет устав гарнизонной и караульной службы. Должен быть шаблон на основные моменты, основные элементы, связанные с обращениями граждан.
Каждый месяц будут проводиться координационные совещания с участием депутатского корпуса, председателей советов, глав районных администраций, членов Совета министров, на которых будут подводиться, в первую очередь, итоги работы с гражданами. Цель этих мероприятий — повысить качество этой работы, усилить координацию, увеличить скорость принятия решений.
При этом продолжатся выездные совещания в городах и районах Крыма. Власть не должна закрываться от проблем людей и их решения.
— Сильно изменится состав правительства?
— По персоналиям изменения, конечно, будут. Пройдет открытый конкурс. Но честно хочу сказать, что руководителей с большим опытом, системных, готовых прийти сегодня в органы власти, при большом уровне ответственности и несоизмеримо меньшем уровне оплаты и больших репутационных рисках, мало. Похвастаться, что ты работаешь в органах власти, мне кажется, уже невозможно. Идут сумасшедшие в хорошем смысле слова, вроде меня.
— По вашим ощущениям, насколько будет обновление команды, в процентах?
— Пока сложно сказать точно. От нуля до 100%.
— Но у вас ведь есть понимание, кто останется, кто, наверное, будет уходить?
— Я не собираюсь никого выгонять. На все должности будут конкурсы. Если я увижу, что на каком-то из этапов конкурсных процедур, появится более системный человек, некоторым, возможно, скажу не продолжать работу, не тратить время. В муниципалитетах немного другая процедура, там пройдут конкурсы на должность глав администраций, крымчане смогут проголосовать за кандидата, который, по их мнению, лучший.
— Какие требования предъявляются к кандидатам?
— На муниципальном уровне хотелось бы, конечно, привлечь тех, кто уже работал в Крыму, даже если они приехали после 2014 года. На этом уровне, я считаю, должен работать тот, кто будет жить в этом городе впоследствии. Если человека ничего не связывает с регионом, это плохо. Когда мы поймем, что сюда переехали опытные управленцы, имеющие положительный опыт в других регионах, которые привели в порядок город, район, пригород и так далее — будем настраиваться на то, что их можно вовлечь в процесс.
Запретов никому нет, главный критерий — результативность. Если есть понимание, что человек даст результат, мне все равно, какой он партии, возраста и так далее. Если у него глаза горят, и я знаю, что он готов работать, готов дать результат, и у него получилось что-то сделать — тому зеленый свет. Главу администрации города, любого муниципального образования должен знать каждый горожанин в лицо, и не только по телевизору. Должны видеть его на улице.
Я-то Крым знаю. Каждую собаку и кошку.
— Наблюдая за многочасовыми выездными совещаниями, которые вы проводили в городах и районах Крыма, складывалось впечатление, что мэр в каждом городе — это Аксенов, потому что вы решали все вопросы. Хотя многие вопросы должны решаться никак не главой республики, а на уровне муниципалитета.
— На самом деле все вопросы, которые мне задавали на всех выездных встречах, относились к компетенции местной власти. Рекордным по времени у нас стало совещание в Ялте, которое продолжалось девять часов. Мы были в прямом эфире телевидения и решали вопросы, которые должны были решаться администрацией. Я не мог закончить совещание, пока мы не прояснили все вопросы. Надо повысить качество работы местной власти, сформировать команду на всех уровнях. Это приоритетная задача.
Братский Севастополь
— С июля этого года в соседнем Севастополе произошла смена власти. Президент назначил Михаила Развожаева врио губернатора. Как выстраиваются отношения с новым руководителем?
— Хорошие, теплые, рабочие отношения. Мы созваниваемся, общаемся.
— Уже несколько лет Крым и Севастополь занимаются вопросами определения административной границы между регионами. Остаются ли разногласия?
— Нет никаких споров. До конца года все завершим. Там не спорные территории, а чисто юридические моменты. Севастополь — братский регион, самый близкий, по сути мы вместе здесь, в одной лодке.
— Вы обсуждали сотрудничество с Развожаевым, какие-то совместные проекты?
— Да, мы договорились, что согласовываем вместе все законодательные акты, которые принимаются Госсоветом Крыма и Заксобранием Севастополя, включая меры соцподдержки и так далее. Идем синхронно, чтобы на территории Республики Крым и Севастополя эти меры были одинаковые, поскольку по сути экономика тут мало отличается. Поэтому считаем, что и меры поддержки населения тоже должны полностью между собой координироваться и приниматься совместно. Мы же не соревноваться собираемся.
Крым у Зеленского в планах, а зря
— Почти полгода президентом Украины работает Владимир Зеленский. Чувствуете ли вы изменения по отношению к Крыму?
— Нет. Но узнали за это время, что квартира у него здесь в одном из комплексов есть (в Ялте — прим. ТАСС). Под наши санкции никто не попадал (смеется).
Не будет никаких подвижек по отношению к Крыму со стороны Зеленского, он демонстрирует проамериканскую позицию, не меняет риторику
Просматриваю новостные ленты, вижу, что он строит какие-то планы по отношению к полуострову. Значит, до сих пор не понял, что Крым навсегда ушел и никогда на Украину не вернется.
Крымчане могут быть недовольны работой власти, уровнем доходов и цен, но свой выбор, сделанный в 2014 году, люди считают единственно правильным. Этот тренд не изменился за пять с лишним лет и, уверен, никогда не изменится. Потому что это исторический, духовный, цивилизационный выбор.
— А тренд по обмену заключенными между Россией и Украиной не дает надежду на улучшение отношений?
— Обмен — это проявление здравого смысла. Я считаю, что те люди, те россияне, которые были осуждены на Украине — это политические заключенные, а те украинцы, которые осуждены у нас, — обыкновенные уголовники. Сенцова осудили за уголовное преступление, напоминаю. Наших же осудили за участие в выборах президента России, за участие в самообороне. То есть, чисто политические вещи. Только благодаря нашему президенту этот процесс сдвинулся с мертвой точки. В этой части позитивный тренд наметился, и слава Богу.
Игорная зона в Крыму
— А между тем с Украины едут сюда туристы.
— Активно! И они все ощущают разницу, когда заезжают из Херсонской области, — это же видно на общественных обсуждениях, на различных интернет-ресурсах, где и блогеры украинские высказываются. Никто за пять лет не нашел в Крыму танков на перекрестках, автоматчиков и так далее.
Я говорю французам, американцам, другим иностранцам, которые приезжают сюда: на что с вами поспорить, что вы не найдете ни одного танка нигде на улице? А ведь всю эту чушь пишут СМИ в ваших странах.
— Вопрос с курортным сбором для вас закрыт?
— Закрыт. Для нас не актуально
— Туристов много ждете в этом году?
— На 1 октября в Крыму отдохнуло 6,6 млн туристов, это на 10% больше, чем за такой же период прошлого года. Рассчитываем, что к концу года этот показатель превысит 7 млн.
— На рекордные советские показатели по турпотоку когда Крым выйдет?
— Инфраструктуру надо подготовить. Иначе туристы не получат должного сервиса, и больше сюда не приедут. Я сторонник, чтобы мы спокойно переходили от количества к качеству. Лучше пусть отдыхающих будет меньше, но это будут постоянные клиенты, которые 100% кроме Крыма никуда не поедут. Они будут уезжать счастливые отсюда, говоря, что Крым — лучшее место в мире. За них надо держаться. А "сарафанное радио" — это лучшая реклама.
На пике сезона у нас загрузка гостиниц превышает 90%
Для дальнейшего роста надо в полной мере задействовать осень и весну — идеальное время для оздоровления, событийного, спортивного туризма. Однако многим объектам санаторно-курортного комплекса требуется реновация, реконструкция. Для этого необходимы доступные финансовые ресурсы для бизнеса, который готов к инвестициям. Мы активно работаем с федеральным правительством для создания таких механизмов, например, льготного кредитования.
Строительство инфраструктуры за счет ФЦП и других программ, за счет инвестиций со стороны бизнеса позволит в ближайшие 3-5 лет значительно увеличить турпоток.
— С отменой роуминга стал отдых в Крыму дешевле?
— Глобально нет. Затраты на разговоры по мобильному телефону не являются критичными в общей стоимости отдыха, но все-таки это приятный бонус.
— Крым направил в правительство РФ документы по созданию игорной зоны, которая тоже должна привлечь туристов. Есть ли ответ? И когда она может появиться?
— Все решения полностью оформлены, соглашения все будут заключены в этом году. Место уже определено на общественных слушаниях — это поселок Кацивели.
— На кого игорная зона будет ориентирована?
— В первую очередь на приезжих, на богатых людей. В аэропорт "Бельбек" (военный аэропорт в Севастополе, где создается гражданский терминал – прим. ТАСС), условно говоря, прилетели, поехали на Южный берег Крыма. Инвесторы смогут сделать эту игорную зону на уровне мировых стандартов.
— Санкции против Крыма не отпугнут игроков?
— Я не думаю.
— Сколько лет нужно на создание зоны?
— В течение ноября должны все процедуры пройти, подготовка на объекте уже начата. Должны за два года все сделать.
В Крым — по железной дороге
— Главное событие этого года — запуск железнодорожного движения по Крымскому мосту. Как Крым готовится к запуску?
— На некоторых участках обновляется существующая инфраструктура. Проведена замена стрелочных переводов, обеспечен необходимый уровень безопасности движения и комфорта пассажиров. Обновлено 90% оборудования средств связи. Железная дорога получила новые локомотивы дальнего следования. Шесть основных железнодорожных вокзалов — Симферополь, Севастополь, Джанкой, Евпатория, Феодосия и Керчь — готовы в любое время принять прогнозируемое количество пассажиров. Проведены ремонты вокзального комплекса Владиславовка, вокзала в Бахчисарае. Продолжаются ремонтные работы на вокзалах Симферополя, Евпатории, Джанкоя.
— Как сильно вырастет турпоток в Крым после запуска железнодорожного сообщения?
— Согласно прогнозам, к 2025 году интенсивность движения превысит 50 пар поездов в сутки. Это позволит перевозить по 16 млн тонн грузов и более 15 млн пассажиров ежегодно. Соответственно, будет расти и турпоток.
— Крым граничит с Украиной. Постоянно появляются разговоры о необходимости возобновления прерванного после воссоединения полуострова с Россией пассажирского сообщения с Украиной. Есть шансы, что возобновится железнодорожное сообщение с Украиной, готов ли Крым со своей стороны?
— Крым готов на 100%, у нас же пути не разобраны. Если будет воля нашего президента, а президент все, что на благо Крыма, поддержит, то, конечно, железнодорожное сообщение будет. Мы за. Сейчас мяч на их (Украины — прим. ТАСС) стороне. У них на каком-то отрезке разобраны рельсы, но я только со слов, из прессы знаю, я не был там. А у нас все в порядке.
Авансы на миллиард
— Какие у вас ожидания от текущего года по реализации федеральной целевой программы по социально-экономическому развитию Крыма?
— Кассовый расход ФЦП по итогам года составит 96%. Из 74,3 млрд рублей, наверное, не будут реализованы мероприятия на сумму около 3 млрд. В этой части мы продвинулись: команда, которая сейчас работает по ФЦП, более профессиональная. Хотя остается много вопросов и проблем.
Основной проблемой являются отсутствие должного контроля за подрядчиками, возможности расторжения договоров и отсутствие выбора — очень мало желающих прийти в Крым и качественно и добросовестно работать.
Сейчас мы анализируем применение ФЗ-44 ("О контрактной системе в сфере закупок" — прим. ТАСС) на территории Республики Крым в части проектирования, проведения строительно-монтажных работ. Из 63 мероприятий этого года, по которым были заключены контракты, по 30 уже расторгнуты договоры и по 27 уже с отставанием сроков идут подрядчики. В конце года меня будут спрашивать — почему эти подрядчики не выполнили задачу? Как я могу их заставить? В суд? Но суд — это перенос сроков. Необходимо сократить в судах сроки рассмотрения таких дел.
— Выигран ли хоть один суд?
— С 2016 года по суду ни с одного подрядчика в Крыму ничего не взыскано за израсходованные авансы на сумму в 1,6 млрд рублей, ни одному подрядчику не предъявлено обвинение. Ни одному! У нас сегодня 336 дел, по которым, чтобы предъявить обвинение, должно быть заключение о нанесении ущерба бюджету Республики Крым. А экспертов, которые могли бы их рассматривать, в стране всего 120 человек. Поэтому ближайшее рассмотрение в экспертизе только в декабре. Этих фирм уже нет, подрядчики все уехали. 46 брошенных подрядчиками объектов, 24 детских садика с уровнем готовности от 15 до 95%. Два года эти объекты стоят (без работ — прим. ТАСС), третью зиму они уже не переживут, поскольку деньги на консервацию заложены не были. Действующее федеральное законодательство не предусматривает повторное финансирование. Однако мы понимаем, что ущерб будет гораздо выше, если объекты не будут достроены и продолжат разрушаться. Поэтому сейчас ищем возможности и инструменты для завершения строительства, соответствующие предложения направлены в правительство РФ. Рассчитываем, что до конца года выход из сложившейся ситуации будет найден.
Кроме того, я обратился к министру внутренних дел РФ Владимиру Александровичу Колокольцеву и министру юстиции РФ Александру Владимировичу Коновалову для того, чтобы увеличить количество судебных экспертов в этом направлении. Создана рабочая группа под эгидой прокуратуры Республики Крым. Мы также внесли в правительство РФ предложения по изменениям в законодательство, которые позволят ускорить рассмотрение подобных дел в судах.
— Какие кадровые решения вы планируете в новой структуре власти Крыма с точки зрения кураторства ФЦП? Будет ли вице-премьер, проектный офис?
— Основная проблема, с которой мы столкнулись при реализации ФЦП, связана с низким качеством проектной документации. Отсюда нарушение сроков и ухудшение качества строительства. Для решения этой проблемы в единой службе государственного заказчика сформирован департамент проверки проектно-сметной документации.
В этом году мы провели реструктуризацию профильных учреждений, которые подчиняются вице-премьеру, курирующему ФЦП: это министерство строительства и архитектуры республики, служба капитального строительства, служба государственного строительного надзора. Ведется ежедневный контроль строительных работ на объектах. Все эти меры дают позитивные результаты, что подтверждается соответствующими цифрами и показателями.
Планируем в этом году ввести 92 объекта в рамках ФЦП, в том числе — больница, 12 детских садов, 2 школы, 13 дорог, 9 объектов энергетики.
— Вы ранее просили назначать единых поставщиков для Крыма, чтобы минимизировать риски.
— Да, мы уже пошли по этому пути в сфере дорожного строительства. На дороги заходит крупный игрок, у которого есть компетенция, он будет выходить на объекты по государственному заданию. Буду обращаться в правительство РФ с предложением определить единого исполнителя и в других сферах (например, благоустройство), потому что в Крыму отсутствуют качественные исполнители по целому ряду задач.
Крымские "Кометы"
— Неоднократно говорилось, что крымская промышленность недозагружена, есть проблемы с госзаказами на перспективу у крупных оборонных и строительных предприятий. Какие меры предпринимаются для привлечения крупных заказчиков и заказов?
— В реестр организаций оборонно-промышленного комплекса России включены восемь крымских предприятий, из них пять относятся к судостроительной отрасли.
По состоянию на 1 сентября общий объем контрактов, выполняемых на предприятиях ОПК Крыма, составил более 21 млрд рублей, в том числе 17 млрд — по гособоронзаказу. Загрузка предприятий — в среднем 40%. Окончание работ планируется до конца 2021 года.
С привлечением гражданских заказов есть трудности из-за санкций. Мы обратились к федеральным властям с просьбой о содействии в привлечении заказов на предприятия в интересах Минобороны и Росатома. Речь идет, в частности, о строительстве универсальных кораблей (вертолетоносцев — прим. ТАСС) на мощностях завода "Залив", а также о проектировании и строительстве плавдока для технического обслуживания и ремонта ледоколов. Еще одно предложение касается определения Феодосийского судомеханического завода единственным поставщиком по ремонту дизельных двигателей в интересах Черноморского флота. Наши предложения поддержаны, даны соответствующие поручения.
— Еще в Крыму будут строить скоростные суда на подводных крыльях "Кометы"?
— Да, в июне завод "Море" заключил договор с судостроительным заводом "Вымпел" (Рыбинск, Ярославская область) на выполнение работ по строительству двух пассажирских судов на подводных крыльях "Комета-120М". Начата подготовка, производства и закупка материалов. Закладка головного судна запланирована на вторую половину ноября 2019 года, дата сдачи обоих судов заказчику — конец мая 2021 года.
— Заявлялось, что в Крыму появится единый поставщик топлива. Зашли крупные компании?
— Нет. Из крупных никто не зашел.
— А цены стабилизировались?
— Не стабилизировались. Все равно дороже, чем в Краснодарском крае, минимум на рубль, а то и больше в некоторых ситуациях. Стоимость перевозки нефтепродуктов формируется из нескольких составляющих. Сначала доставка до порта "Кавказ", затем транспортировка по паромной переправе и провоз железнодорожным транспортом по территории полуострова. Следует отметить, что цена перевозки нефтепродуктов по крымской железной дороге составляет 1100 рублей за тонну (это от порта "Крым" до станции Симферополь-Грузовая). Плюс к стоимости доставки с материка в Крым добавляется цена через паромную переправу. На материке расстояния перевозок больше, поэтому стоимость затрат на перевозку значительно ниже.
У нас и газ для промышленных предприятий дороже, чем в Южном федеральном округе. Нет крупных игроков рынка, как в других регионах, поэтому нет конкуренции.
Крым и мир
— Как сейчас выстраивается сотрудничество с Сирией? Возможно ли размещение на крымских верфях заказов для постройки гражданских судов для Сирии?
— В августе крымская делегация приняла участие в 61-й сессии Дамасской международной ярмарки, были подписаны межгосударственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Совмином Крыма и министерством внешней торговли Сирии, а также между нашим ГУП "Морские порты" и портом "Латакия".
Крымские предприятия готовы поставлять в Сирию стрелочные переводы для железных дорог — это Керченский металлургический завод, сварочные аппараты и строительный электроинструмент (фирма "Сэлма" и завод "Фиолент"), оборудование для нефтегазовой промышленности, пластиковые трубы и другую продукцию. Судостроительные предприятия также готовы к реализации проектов по заказу сирийских компаний.
— Но ведь торговля уже ведется, в том числе через совместный торговый дом?
— Торговый дом создан в 2018 году, открыт его филиал в Дамаске. Первые партии товаров были успешно отправлены морем в марте, это, в частности, зерно. Заключены контракты на поставку в Крым с октября свежих фруктов — это лимоны, апельсины, грейпфруты, гранат, — а также оливкового масла. Прорабатываются параметры и сроки поставок на приобретения кукурузы, сои, мелкофракционного угля. Сирийская продукция успешно выдерживает ценовую конкуренцию с мировыми поставщиками, при этом существенно отличаясь по качеству в лучшую сторону. Так что ожидаем рост поставок.
Вполне возможна и работа по бартеру: оливковое масло в обмен на подсолнечное и шрот, также пользующийся спросом в Сирии. Дополнительно прорабатываются вопросы поставок в Крым природных ресурсов Сирии, которые могли бы стать основой обратной загрузки — щебень, гранит, мрамор, клинкер, фосфаты.
— Возможно ли налаживание регулярного паромного сообщения между портами Крыма и сирийскими портами?
— Это возможно, но надо обеспечить стабильный и значительный по объему грузопоток в обоих направлениях. Наша стратегическая цель — создать постоянно работающую морскую линию с загрузкой в две стороны, с одновременной поставкой грузов навалом и контейнерами для обеспечения максимально эффективной логистики.
— Открытие авиасообщения с Сирией реально?
— Пока нет, поскольку сегодня не будет спроса. Думаю, что с политической точки зрения налаживание авиасообщения между Симферополем и Дамаском отвечает долгосрочным интересам России. По нашей информации, такой точки зрения придерживаются в МИД РФ и посольстве РФ в Сирии. Установление авиасообщения с Сирией полезно и для дальнейшего развития транспортно-логистического потенциала Крыма.
Главная задача — обеспечить пассажиропоток, который мог бы гарантировать эффективную и прибыльную работу авиалиний. Возможно привлечение к проекту действующих российских авиакомпаний. Мы последовательно работаем над этими вопросами. Но надо понимать, что до тех пор, пока в Сирии окончательно не завершатся военные действия, сложно говорить об устойчивом росте пассажиропотока и спокойном обмене туристами.
— Есть ли интерес к Крыму у турецкого, иранского бизнеса?
— В 2015-2016 годах иранские деловые круги проявляли активный интерес к сотрудничеству с крымскими предприятиями. Представители ряда фирм и банков приезжали на полуостров для установления деловых контактов с официальными лицами и деловыми кругами республики. Однако после снятия санкций с Ирана интенсивность этих контактов снизилась, а сейчас опять стала расти. По нашей оценке, экономические отношения с Ираном имеют хорошие перспективы.
Турецкий бизнес также проявляет к Крыму повышенный интерес. Однако в силу известной позиции властей Турции, которые не признают российский статус полуострова, это сотрудничество затруднено. Тем не менее надеюсь, что мы найдем модели взаимодействия, которые будут эффективно работать как во внешней торговле, так и в инвестиционной и транспортной сферах.
Кстати, Турция и сегодня остается в числе основных торговых партнеров Крыма. По итогам первого полугодия 2019 года доля этой страны в импорте республики 5,6%. В то же время в экспорте эта доля пока минимальна.
Авторы: Людмила Борщева, Сергей Леваненков, Сергей Павлив, Владимир Бондаренко